Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ «маленького человека» у Гоголя и Достоевского (Сравнительный анализ)

Проблематика «маленького человека» раскрылась и получила широкое распространение в русской литературе восемнадцатого века, в период самого её расцвета.

Основоположником этого образа считается Александр Сергеевич Пушкин и персонажи двух его произведений: «Станционный смотритель» и «Медный всадник».

Но, несмотря на первопроходство великого писателя, более популярными примерами этого образа стали более поздние персонажи. Так, на сегодняшний день самым «классическим» образом «маленького человека» считаются персонажи другого известного классика русской литературы, Николая Васильевича Гоголя.

Маленький человек Гоголя беден и невзрачен — и это слова даже не только и не сколько о его внешнем и материальном состоянии, хотя и о нём, безусловно, тоже, но и о более важном — о его внутреннем наполнении. Но, несмотря на это, в целом, «маленький человек» Гоголя — герой положительный, пусть и с небогатым внутренним миром.

Такой, например, герой «Шинели», Акакий Акакиевич. У него нет высоких дум или высоких качеств, но он прост и трудолюбив — как в нём нет великих достоинств, так нет и великих недостатков.

Некоторое доосмысление образа произвёл позднее ещё один мировой классик — Фёдор Михайлович Достоевский.

Его герои, пусть и в целом соответствуют типажу, имеют, всё же, несколько значимых отличий. Герои Гоголя показывают простоту и смирение, они просты внутри и внешне, но герои Достоевского сложнее. Они больше не так просты, но и, взамен, не всегда настолько положительны. Вместе с внутренним содержанием к ним пришли и внутренние страсти. Осознавая своё положение, они стремятся выбраться из него, отказаться от своей судьбы, поменять её — или, хотя бы, обозначить её жестокую несправедливость.

В целом, можно отметить большее разнообразие образов и моральных обликов «маленьких людей» Достоевского — так, например, вся семья Мармеладовых в его знаменитом «Преступлении и наказании» является представителями именно этого образа, но каждый страдает и справляется с трудностями жизни по-разному, пусть и каждого из них, в итоге, ждёт незавидная судьба. Соня оскверняет себя внешне, сохраняя внутреннюю чистоту, Мармеладов сдаётся и тонет в алкогольном дурмане, погибая окончательно, да и мать семейства Мармеладовых тоже не выдерживает и уходит, словно ещё раз показывая, что для «маленького человека» невозможно обрести счастливую судьбу.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.