Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17. Какова роль внесценических и второстепенных персонажей в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»? (ЕГЭ по литературе)

«Недоросль» — комедия Д. И. Фонвизина, принадлежащая к классицистическому направлению, одной из затрагиваемых проблем в которой является падение нравов дворян. Чтобы глубже раскрыть характеры отрицательных персонажей и с помощью их образов объяснить причины упадка высшего сословия, автор вводит в комедию внесценических и второстепенных персонажей.

Такой герой, как отец Скотинина и Простаковой, не участвует в событиях пьесы, однако о нём становится известно из реплик его дочери.

Так, мать Митрофанушки вспоминает, что её отец часто говорил: «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет!». Итоги такого воспитания видны из того, какими стали дети героя: они глупы и невежественны, отрицают необходимость образования и потому не могут принести пользу обществу. Важна также такая деталь, как сундук с деньгами Скотинина, которым герой так дорожил, что умер от голода, не желая растрачивать накопленные богатства. Этот эпизод показывает, что главной ценностью в среде подобных его семейству дворян были материальные блага.

Отрицательные свойства характера госпожи Простаковой раскрываются при её общении с такими второстепенными персонажами, как крестьяне Тришка и Еремеевна. Героиня бранит своего крепостного, не обучавшегося на портного, за плохо сшитый им кафтан, а преданная няня получает от неё «по пяти рублей на год да по пяти пощёчин на день». Деспотичность Простаковой является следствием неограниченности власти дворян над крепостными, а также недостатка просвещения.

Такие персонажи, как Вральман, Кутейкин и Цыфиркин не подходили на роль учителей, однако были наняты для Митрофанушки из-за их дешевизны, что показывает пренебрежение Простаковой ценностью образования: героиня нанимает их для сына поскольку понимает, что в ином случае он не сможет устроиться на государственную службу и жениться. Комичен экзамен, устроенный Митрофанушке его учителями: шестнадцатилетний «недоросль» не способен отличить существительное от прилагательного и едва читает по слогам. Ни, он, ни его мать не знают, что такое география, однако Простакова делает вывод, что это —наука для извозчиков, бесполезная для дворян. Приведённый эпизод показывает, что необразованные дворяне были бесполезны для общества, поскольку считали, что вместо них всю работу должны делать слуги.

Таким образом, роль внесценических и второстепенных персонажей в «Недоросле» заключается в том, что они помогают раскрыть отрицательные качества дворян того времени, отличавшихся деспотичностью и необразованностью.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.