Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Проблема ума в комедии «Горе от ума» (Грибоедов А. С.)


Гончаров писал, что речь Чацкого «кипит умом и остроумием». И действительно, читая монологи главного героя, мы убеждаемся в его образованности, ведь в каждой из своих речей он умело, с долей иронии обличает важнейшие проблемы той эпохи. В монологе «И точно начал свет глупеть…». Чацкий красноречиво высказывает своё мнение о нравах фамусовского общества. Главный герой понимает, что в этом мире ценятся не душевные качества людей, а их угодничество, чинопочитание:

Кому нужда: тем спесь, лежи в пыли,

А тем, кто выше, лесть как кружево плели…

В своих речах он стремится не просто высмеять пороки, а открыть глаза людям, показать, как нелепы и дики их нравственные устои. Главный герой смеется над старыми порядками, обвиняет «век минувший» в любви ко всему старому, давно изжившему себя. Конечно, главный герой характеризует себя врагом невежества, произносит умные, правильные речи, но нельзя назвать Чацкого поистине умным. Пушкин писал: «Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера…».

Однако именно Александр Андреевич произносит монологи в пустоту, напрасно пытается донести свои мысли фамусовскому обществу, не способному, не желающему понять и оценить их по достоинству.

В комедии автор противопоставляет новатору Чацкому фамусовское общество. Создавая сатирические портреты поместной знати, писатель выступает ярым защитником разума и просвещения. Особое место комедии занимает описание бал, на котором собралось светское общество фамусовской Москвы. Читая этот эпизод, мы понимаем, что Грибоедов проработал до мелочей образы персонажей, ведь каждый из гостей олицетворяет собой разных представителей высшего света и вместе с тем его главные недостатки: лицемерие и высокомерие, почитание чинов и «мундиров», засилье иностранного. Конечно же, важную роль в создании образа фамусовского общества играют рассуждения об образовании. Мнение поместной знати однозначно и нерушимо: «…уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь». Для этих людей ученость является сумасшествием, они не понимают пользы книг, считают, что они важны только для «больших оказий». Становится понятно, что образование — это главный враг фамусовского общества, подпитывающегося невежеством. Однако Чацкий, один из немногих противостоящий консервативному обществу, ошибается, считая, что просвещения достаточно для полного обновления поместной знати. Он недооценивает её сплоченности и единомыслия, тем самым оставаясь в одиночестве.

Чацкий — это свободомыслящий, верящий в силу разума молодой человек. Его ум выражается в новаторских идеях и дерзких мыслях. Однако все они, с точки зрения фамусовского общества, являются сумасшествием. Трудно сказать, что этот мир глуп, но он сводит ум к умению жить и приспосабливаться, к идеям и размышлениям, давно изжившим себя.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение