Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как и за что наказан Родион Раскольников (Достоевский Ф. М.)

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» считается одним из лучших произведений писателя. «Преступление и наказание» - философско-психологический роман с социальной подоплекой. В нем можно выделить две неравнозначные части: первая – преступление и последующая – наказание. Автор раскрывает социальные проблемы, одна из которых и, пожалуй, самая основная – «человек и общество». Произведение начинается с показа картины ужасающей нищеты и бедствия большинства населения Петербурга. Изображая маленькие комнатушки, пыль, дворы, заполненные грубыми людьми, Достоевский создает страшную картину капиталистического города.

С проникновенной художественной силой рисует писатель действующих лиц своего романа и обстановку, в которой они существуют. Это люди, ставшие жертвами современной писателю жизни, обреченные на страдания и лишенные веры в будущее.

Главный герой романа, Родион Романович Раскольников, был вынужден покинуть студенческую скамью, оставив учебу в университете, за неимением средств. Влачит нищенское существование в тесной каморке, избегает своей квартирной хозяйки, так как задолжал ей значительную сумму денег. В связи с этим Раскольников решает заложить кой-какие вещи. Так он знакомится со старухой процентщицей Аленой Ивановной. Увидев обстановку, в которой живет эта «зловредная старушонка», у Раскольникова начинает зарождаться идея, хотя сам он окончательно ее еще не осознал. И только услышав разговор в трактире между студентом и офицером о том, что убить такого человека, как эта больная и ничтожная старуха вовсе не преступление, а, наоборот, благодеяние для остального человечества, Раскольников, содрогаясь от ужаса, осознает, что «в собственной голове его … зародились такие же точно мысли». В жутких душевных муках вынашивал Раскольников эту идею. И, в конце концов, пришел к своей собственной теории, суть которой заключалась в следующем: все человечество можно поделить на две составляющих – «обыкновенных» или «тварей дрожащих» и «необыкновенных» или «сильных мира сего». К первой относится большинство людей, «стадо», которое не имеет собственного мнения и воли, и вынуждено подчиняться представителям другой категории. Вторые – "боги", свободолюбивые правители, которые могут позволить себе совершить любое преступление. Нарушая законы и проливая кровь, этот тип людей, считает себя благодетелями, но никак не преступниками. Придя к такому выводу, главный герой решает выяснить к какой составляющей относится он сам: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Таким образом, чтобы доказать самому себе, что он «право имеет», Раскольников идет на преступление – убийство старухи.

Это преступление – восстание против норм и порядков окружающей его жизни, против бесконечного страдания. В основе его теории лежит суждение о том, что человек и общество изначально преступны. Именно поэтому, на его взгляд, такого понятия, как преступление не существует. Родион Раскольников искренне желает сделать что-то полезное для общества, но в то же время он осознает несостоятельность своих благих намерений в этом насквозь прогнившем мире. Для того, чтобы здесь выжить, нужно играть по правилам окружающей действительности. К тому же, выбранный им идеал для подражания - Наполеон, не взирая на все его достоинства и величие, все же далек от идеала порядочности и добродетели. Это мировоззренческие или философские истоки преступления Раскольникова, но были также и истоки социальные.

Раскольников решается на преступление в результате наблюдений за страданиями близких ему людей и человеческими невзгодами, окружающими его: картины существования в беднейших и грязных городских кварталах, проституция, алкоголизм; встреча с Мармеладовым и история его дочери Сонечки; письмо из дома от матери, рассказывающей о жизни сестры Раскольникова Дуни, которая приносила себя в жертву ради родных и, в первую очередь, ради него самого, собираясь выйти замуж за непорядочного дельца Петра Петровича Лужина; пьяная и оборванная девочка, встреченная им на бульваре; и, наконец, собственное жалкое существование в нищете – все это является социальными истоками убийства, совершенного Раскольниковым.

Несостоятельность теории главного героя видим уже во время совершения преступления. Жизнь нельзя вписать в хорошо рассчитанный сценарий и какую-либо логическую схему. В самый неподходящий момент появляется сводная сестра старухи Лизавета. Приходится ему убить и её, вместе с нерожденным еще ребенком. А ведь она являлась представительницей как раз того самого слоя населения, ради которого Раскольников и шел на преступление. Но, несмотря на это, Родион продолжает верить в свою чудовищную теорию и даже тот факт, что он не смог воспользоваться награбленным из-за угрызений совести не разубеждает его.

Наказанием Раскольникову служит то, что он «отрезает» себя от близких и дорогих ему людей (когда приезжают мать с сестрой, он не рашается подойти к ним с объятиями, и падает в обморок). Его беспрестанно преследуют воспоминания о тех ощущениях, которые он испытал в тот роковой день; ему начинают сниться кошмары, он заболевает, отчуждается от окружающего мира. Он, по сути, уже не может жить без подозрений и страха перед людьми. На протяжении всех пяти частей, следующих за преступлением, Раскольников испытывает сильнейшие нравственные муки и даже начинает презирать себя за то, что он не может спокойно жить после совершенного убийства, а это значит, что он такая же «вошь» - безликая и не имеющая никаких прав в этом обществе. Не выдержав душевных страданий, Раскольников открывается Соне, , на что та, искренне любя Родю, советует явиться с повинной и, раскаявшись, «принять страдания».

Раскольникову все-таки приходится признать, что он не выдержал «испытания кровью». Следуя совету Сонечки Мармеладовой, он является с повинной. И уже на каторге, сам Раскольников понимает, что тяжелейшим наказанием для него были не жизнь в остроге и работы, а крушение его теории, которая принесла столько мучений не только ему, но и людям, которых он любил больше жизни. И, осознав это, Раскольников воскресает к новой жизни. Достоевский сравнивает воскрешение Раскольникова с воскрешением Христом Лазаря. Где в роли Христа выступает Сонечка Мармеладова. Даже отношение каторжников изменяется по отношению к Раскольникову. «Стань солнцем – и все тебя увидят» - приходят на ум слова Порфирия Петровича.

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский своим романом «Преступление и наказание» показывает читателю, что единичный бунт против невзгод и зла окружающего мира, выливающийся в нарушение закона, ни к чему хорошему и созидательному привести не может. Ведь прежде чем пытаться изменить что-то в обществе, человек должен сам поменяться в лучшую сторону.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.