Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как показаны прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишнёвый сад»? (Чехов А. П.)

Прошлое, настоящее и будущее переплетаются в судьбе каждого человека. Общеизвестно: без прошлого нет будущего. Ведь именно в нём, в этом прошлом, наши корни, наша память. Можно ли его отринуть, забыть о нем? А каким должно быть настоящее, чтобы из него проросли ростки будущего?

Сбудутся ли наши надежды, с этим будущим связанные?

Над этими и многими другими проблемами размышляет А. П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад».

Уже читая афишу, мы невольно обращаем внимание на то, что только у трех героев пьесы указан возраст: у Ани, Веры, Фирса. Это, конечно, не случайно. Возраст Фирса, старого лакея в доме Раневских, совпадает, если можно так сказать, с «началом» вишнёвого сада, когда него ещё всё было впереди, когда он был молод и каждую весну радовал всех своим цветением.

Варя — это «настоящее» вишнёвого сада, настоящее очень грустное, потому что наступило время умирать.

Аня — «будущее» сада, но не этого, у которого все в прошлом, а того, который она собирается посадить.

Действие пьесы происходит в имении Раневской.

И в том, что в природе весна, в цветении деревьев, в ожидании солнца — во всем чувствуются устремленность в будущее, вера в обновление, обещание счастья.

Но вот комнату до сих пор называют «детской», и окна в ней закрыты. Словно прошлое, живущее там, хотят сохранить, не выпустить его из дома, пытаются остановить время.

Это прошлое, разумеется, близко и дорого, прежде всего, хозяевам вишнёвого сада, Любови Андреевне Раневской и Леониду Андреевичу Гаеву.

Раневская пять лет прожила за границей, пытаясь забыть ту трагедию, которая произошла здесь, в имении. Сначала умер муж, потом утонул семилетний сын Гриша. И вот сейчас она возвращается, старый дом и сад ждут её.

У каждого из героев пьесы с вишнёвым садом связаны свои воспоминания.

Для Раневской и Гаева это воспоминания детства и юности, солнечные, безоблачные — столько надежд, счастья. Любови Андреевне в склоненной над дорожкой вишнёвой ветке видится идущая по саду мать, а Гаев, человек, не склонный к поэзии, вдруг замечает, как белеют при лунном свете дорожки в саду.

У Лопахина же воспоминания совсем иного рода: его деда и отца не пускали в этом доме даже в кухню, пьяный отец как-то ударил его по лицу в этом дворе, из носа хлынула кровь, и Любовь Андреевна, тогда еще молоденькая совсем, подвела мальчика к рукомойнику в этой самой детской.

Но эта «лёгкость» героини очень часто становится легкомыслием, неспособностью оценить создавшуюся ситуацию. Имение должно быть продано за долги, а она отдает прохожему золотой.

Ни Раневская, ни Гаев не могут остановить разрушения, а потом и уничтожения своего «дворянского гнезда».

Леонид Андреевич — большой ребенок (до сих пор старый Фирс помогает ему одеваться), он любит в жизни три вещи: играть на бильярде, сосать леденцы и произносить речи (вспомните его знаменитую речь, обращенную к шкафу). И именно в таких руках — будущее вишнёвого сада.

Самый реальный выход из создавшейся ситуации предлагает Лопахин. Но чтобы отдать землю под дачи, надо вырубить вишнёвый сад, то есть уничтожить красоту, поэзию, те места, где прошло твое детство, где ты был счастлив. «Вы ничего не понимаете», — говорит Раневская Лопахину, и это правда. Ермолай Алексеевич не понимает, потому что живет в ином мире, в ином времени. Для Гаева и для Любови Андреевны вишнёвый сад вечен, незыблем, это то, что помогает держаться, это воплощенная мечта о прекрасной, счастливой жизни. Поэтому проект Лопахина отвергается ими без обсуждения, поскольку он противоречит самой сути этих людей. Но ведь они ничего не предлагают взамен. Все попытки спасения вишнёвого сада начинаются со слов: «Хорошо бы, если бы...». Надо же что-то делать, а они не умеют, не приучены, да и не хотят. Петя Трофимов объясняет такое положение вещей тем, что было в прошлом.

Единственным человеком, который живет настоящим и делает дело, является купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Образ этого героя нельзя оценивать однозначно. Лопахин — единственный из героев пьесы, кто хорошо знает жизнь, находит в ней свое место, он хозяин. С утра до ночи крутится как белка в колесе, торопится (правда, все время опаздывает), спешит, вечно в разъездах; он удивительно вписывается в это настоящее время. Лопахин любит говорить, что он простой мужик, и не стыдится этого; искренне хочет помочь Раневской, очень хорошо к ней относится, постоянно дает ей деньги, предлагает деньги Пете Трофимову. Но есть в пьесе сцена (III действие), когда после приобретения на торгах имения Раневской Лопахин раскрывается с очень неприглядной стороны. В нем словно борются два человека: делец, осуществивший выгодную сделку, и человек, искренне сочувствующий бывшим хозяевам имения.

О своем успехе он говорит с жаром, захлебываясь от восторга, от гордости за себя. Он сам не может поверить, что имение с садом теперь принадлежит ему, он вдруг из мужика Ермолая превратился в помещика (говорим об этом с иронией). Но постепенно это внутреннее напряжение находит свое выражение в очень страшных фразах. Он говорит об этом с удовольствием, испытывая наслаждение, самоутверждаясь.

Лопахин мечтает о своем будущем, именно на этом месте он хочет начать новую жизнь... А сад молчит, он безответен, не может постоять за себя.

Возможен ли расцвет новой жизни на развалинах старой? Будет ли эта жизнь счастливой?

Об изменении жизни мечтают и Аня с Петей Трофимовым, с образами которых, прежде всего, связано представление о будущем.

Петя, бывший учитель Гриши, — «вечный студент». «Жуткая бороденка», очки — «облезлый барин». Есть в его облике что-то комическое. Он ужасно неловок, постоянно теряет калоши, очень смущается. Нежно любит Аню — но при этом говорит, что они «выше любви».

Вместе с тем Петя очень умен, много размышляет, прекрасно говорит, но... ничего не делает. И все-таки именно в уста Пети Трофимова Чехов вкладывает свои самые сокровенные мысли о смысле жизни, о назначении человека.

«Надо бы работать» — эти слова Петя повторяет несколько раз, но труд должен быть творческим, иначе он преврадается в обузу, бессмысленную каторгу. Способность трудиться, Делать что-то для других на великой земле превращает и человека в великана. Но словно в ответ на эти слова появляется на сцене Епиходов, которого называют «двадцать два несчастья», и мечты о высоких, великих людях остаются мечтами. В будущем — может быть, в прошлом — наверняка, в настоящем — «мало порядочных людей», как говорит Лопахин.

В конце III действия прозвучат искренние и вдохновенные слова о будущем, сказанные Петей. Подхватит эти слова и Аня.

Дай-то бог, чтобы так все и было! А пока в доме «чувствуется пустота»: опустело гнездо, опустел сад, опустела жизнь, в этом старом доме она уже никогда не возродится. Все опять торопятся, Лопахин даже не может дождаться, пока Раневская покинет дом, и отдает приказание рубить деревья в саду. Вновь неуместное шампанское, неуместная просьба Раневской, чтобы Лопахин сделал предложение Вере (оно так и не будет сделано!). Петя опять потерял калоши. Увезти Фирса в больницу поручили Яше — он, конечно, забыл. Кажется, что всем хочется поскорее уехать, и в то же самое время что-то не отпускает.

В этот момент прощания и прощения Петя советует Лопахину «не размахивать руками», то есть не жить второпях, не думая, не оглядываясь.

А вдали слышно, «как стучат топором по дереву».

Раневская и Гаев «рыдают сдержанно, тихо. Боясь, чтобы их не услышали».

И только Аня, воплощение радости, «смеется», «напевает», говорит «звонко». Её теперь ничто не держит в прошлом — она вся устремлена в будущее и уверена, что оно будет прекрасным.

Сцена пуста. Заперты двери. Тишина. Остался один Фирс.

О нем забыли. Он так и умрёт в этом доме и с этим домом. Последние слова, звучащие в пьесе: «Эх ты... недотепа!».

Последний звук в пьесе: стук топора по дереву.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.