Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




В каких произведениях русской классики герои сталкиваются с необходимостью перемен и чём их отношение к этим переменам отличается от чувств, владеющих Обломовым? (ЕГЭ по литературе)

В русской классике мы не раз встречаем героев, которым приходится сталкиваться с необходимостью перемен в жизни. Наравне с Ильёй Ильичём Обломовым с такими обстоятельствами сталкиваются также госпожа Простакова в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», а также Раневская и Гаев в пьесе «Вишнёвый сад».

Любовь к Ольге Ильинской заставляет героя оставить привычную жизнь, снять домашний халат и начать другую, более деятельную жизнь. Илья Ильич вынужден переехать на дачу, снять домик, выполнять задания любимой девушки, начать другую, полную забот, жизнь. Правда, героя не хватило надолго: с переездом на квартиру Агафьи Пшеницыной он снова постепенно возвращается к своим устоявшимся привычкам. Чуда не вышло, герой не смог покинуть дивана, так как дома ему было комфортнее.

Он испугался груза проблем, связанных с женитьбой. Привычный образ жизни одержал верх, а Обломову ближе оказалась простая, непритязательная Агафья Пшеницына, на которую и обрушилась вся тяжесть финансовых проблем героя.

Не хочет менять свою жизнь и героиня комедии Дениса Ивановича Фонвизина Простакова. Она завзятая крепостница: "... всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!.." Она, как и Обломов, привыкла жить трудами крепостных крестьян и не торопится расставаться со своими привычками. Но, в отличие от Ильи Ильича, она грубая, злая, невоздержанная на язык женщина, уверенная в том, что всё, что она делает, правильно. Рядом с ней находиться некомфортно даже родным и близким людям, таким как муж и брат. Она властная. Обломов же, воспитанный и изуродованный крепостным правом и дворянскими привычками, добрый, порядочный человек, хорошо понимающий, что такое хорошо и что такое плохо. Он всего лишь избалованный лентяй, которому не было необходимости совершенствоваться, учиться. Он не видит смысла, как и Простакова, в интеллектуальном развитии, потому что они воспитаны крепостным правом и деньги им достаются легко. Обломов чистосердечно признаётся Штольцу, что ничего не умеет, ничему не научен, он не в состоянии решить конфликта с Мухояровым: ему легче заплатить. Однако различие героев ещё и в том, что Простакова корыстна, меркантильна, жадна до денег. Обломов же совершенно непрактичен: он не знает, сколько у него денег, каковы его расходы. Простакова также готова пойти на самые грязные поступки (похищение Софьи с целью женитьбы на сыне), Обломов же воспитан и чистоплотен, он не готов идти на сделки с совестью. Она сопротивляется, естественно, когда Правдин берет «под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди...», потому что считает это решение несправедливым с позиции традиций крепостников. Обломов же легко отдаёт другу Андрею Штольцу управление Обломовкой, потому что понимает, что сам не в состоянии навести там порядок.

С необходимостью перемен сталкиваются также герои пьесы «Вишнёвый сад» Раневская и Гаев. Как и Обломов, они совершенно не практичны: понимая, что их имение уходит с торгов за долги, они, тем не менее, не предпринимаю никаких серьёзных попыток удержать недвижимость. Предложение Лопахина поделить сад на участки и сдать дачникам они не принимают: это пошло, на их взгляд, и они не могут так поступить со своим родовым имением. Однако и другой стратегии придумать герои тоже не в состоянии. Они просто продолжают жить своей размеренной избалованной жизнью. Вспоминается подобное же отношение Обломова к решению проблемы с Обломовкой: герой не хочет выехать в имение и решить на месте проблемы. Он переживает о том, что происходит, но ничего не делает, остаётся на месте. Он, подобно Раневской и Гаеву, хорошо воспитан, духовно развит, но совершенно непрактичен. Как и старшее поколение «Вишнёвого сада», он сорит деньгами, не отдаёт себе отчёта в том, сколько он потратил и на что (Раневская даёт золотой прохожему, а людей кормить нечем). Вот почему вся тяжесть материальных проблем ложится на близких людей: Агафье Пшеницыной приходится закладывать драгоценности, чтобы кормить барина, а в «Вишнёвом саде» Варе приходится садить людей на горох и молочный суп. Героев сближает также эгоистичность и отсутствие цели в жизни, а потому стремление к самосовершенствованию.

Таким образом, этих героев сближает не только боязнь перемен, но и отсутствие желания самосовершенствования как следствие дворянского воспитания. Все эти герои показаны как отжившее поколение, не способное сказать своё слово.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском