Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Любовная тема в творчестве А. И. Куприна (ЕГЭ по литературе)

Тема любви — одна из главных тем в творчестве А. И. Куприна. В его произведениях, таких, например, как «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет» и многих других, любовь может быть чувством, приносящим радость и счастье, но может обернуться и трагедией; может дать человеку крылья, сделать его счастливейшим из смертных, а может погрузить в бездну отчаяния. Но в любом случае любовь — величайший талант, который дарован человеку, и именно то, как раскрывается человек в любви, является мерилом человеческой личности, сутью его души.... Величайшую в мире мудрость нашел царь Соломон в маленькой девочке из виноградника (рассказ «Суламифь»). Это была «его первая и последняя любовь».

О такой прекрасной любви и рассказ А.

И. Куприна «Гранатовый браслет» (1910 г.).

Произведение начинается с эпиграфа — названия Второй сонаты Бетховена, и именно эта соната будет «звучать» в фиНале рассказа. Музыкальная тема словно вплетается в ткань повествования. Это и понятно; ведь, как писал А. С. Пушкин в «Каменном госте», «из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия».

Какая же она, мелодия любви, звучащая в рассказе Куприна? Безответная и трагически-отчаянная, безысходная и обреченная, трепетная и нежная, страстная и возвышенная. Мелодия эта чиста и искренна, она ничего не требует — она дарит, она жертвенна и прекрасна.

Пейзаж, с описания которого начинается рассказ, словно предсказывает его трагическую развязку.

Над морем сутками «тяжело лежит» туман, «точно бешеный бык, ревет днем и ночью сирена», «не переставая», идет мелкий дождь. Кругом грязь, «задувает» ветер, крыши «гремят», оконные рамы чвздрагивают», двери «хлопают». В море «заблудились» рыбачьи баркасы, а «два и совсем не вернулись». Все это создает ощущение напряженности, какой-то глухой тоски. А описание жилищ, покинутых людьми, вызывает чувство печали и одиночества.

Княгиня Вера Николаевна Шеина, главная героиня рассказа, ждет на свои именины гостей, которые должны приехать из города, и среди них — любимую младшую сестру Анну. Сестры очень отличаются друг от друга. В описании Веры Куприн подчеркивает её аристократическую красоту, холодность и гордость лица, гибкость стана, замкнутость и некую отстраненность. Младшая же, Анна, совсем другая. По сравнению с сестрой чисто внешне она явно проигрывает, но «её грациозная некрасивость» привлекает к ней гораздо больше внимания, чем холодная красота её сестры.

Вера же очень привязана к своему мужу, они любят и понимают друг друга, отношения в семье самые доверительные. И вот в самый разгар праздника княгиня Вера получает неожиданный подарок от человека, давно влюбленного в нее, на чувства которого она никогда не отвечала взаимностью.

Первое, что она испытывает при взгляде на подаренный ей гранатовый браслет, — это чувство «неожиданной» тревоги, словно в ее такой «благоразумно» устроенный мир ворвалось что-то инородное, необъяснимое. Глядя на «густо-красные живые огни» гранатов, она думает: «Точно кровь!».

Чувство неудовольствия испытывает княгиня Вера, читая приложенное к подарку письмо. А в письме этом робко и почтительно говорится, что гранатовый браслет — старинная семейная реликвия, и что, по преданию, «он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли». Далее автор письма просит «не гневаться» на него за дерзкий подарок, говорит о том, что в нем «осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность» княгине Вере Николаевне.

А в гостиной именно в этот момент собравшиеся рассматривают «домашний юмористический альбом с собственноручными рисунками Василия Львовича», мужа Веры. Есть в нем и шуточная повесть под названием «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», в которой с юмором излагается история отношений неизвестного влюбленного и Веры Николаевны. Все очень легко, весело, чуточку пошловато и... никак не соотносится с тоном письма, только что полученного княгиней. Вере Николаевне неприятно слушать. «Лучше не нужно», — говорит она.

Вечер закончен. Сестры идут провожать гостей, и вот тутто их дедушка, генерал Аносов, затевает с Верой разговор о любви, не о той тихой, спокойной любви, которая существует между Верой Николаевной и её мужем, а о любви, которая «должна быть трагедией, величайшей тайной в мире!».

Такая любовь «бескорыстна и самоотверженна, она не ждет награды».

С этого момента события начинают развиваться очень быстро. Брат княгини Веры, Николай Николаевич, настаивает на том, что нужно положить конец оскорбительным, с его точки зрения, преследованиям чиновника Желткова (он узнал его имя и адрес) княгини Веры. Он, не знающий, что такое истинная любовь, человек толстокожий, высокомерный, не понимает, что любовью оскорбить нельзя, что подлинное чувство возвышает человека, делает его душу богаче.

И вот по «заплеванной, пахнущей мышами, кошками, керосином и стиркой лестнице» поднимаются два человека, брат Веры и её муж, поднимаются, чтобы разобраться с тем, кто вторгся в мир их семьи, чтобы указать его место.

Комната, в которой живет Желтков (теперь мы знаем его имя), «похожа на кают-компанию грузового парохода», всё в ней бедно, зистрепано», безлико, но обстановка ни в коей мере не умаляет значительности человека, который умеет так любить. Услышав от Николая Николаевича слова о том, что они хотели «обратиться к помощи власти», Желтков смеется: ему странно и смешно слышать о том, что кто-то может заставить его перестать любить,

С этого момента он резко меняется: перестают дрожать руки, что-то гордое и независимое появляется в чертах лица, его слова полны достоинства, Он говорит так, будто Николая Николаевича нет в этой комнате, обращается только к Василию Львовичу, и тот все понимает.

Трагедия произошла: Желтков убил себя. Вера Николаевна предчувствовала «этот трагический исход». «Беспокойство растет в ней», не даёт сидеть на месте, все её мысли о человеке, которого она никогда не видела и который так любил её.

А потом будет предсмертное письмо Желткова, а в нём строки: «Да святится имя Твое!» — скорбная и тихая молитва, полная нежности и благоговения.

«Для него не существовало жизни без тебя», — скажет Вере Василий Львович, и вдруг что-то словно ударит её в грудь: не разглядела, не поняла.

Она отправляется в дом Желткова, чтобы попрощаться с ним.

Любовь и смерть Желткова словно разбудили душу Веры, огромный поток чувств, растопив её холодность, вместе со слезами вырвался наружу, изменив всё вокруг.

Слушая музыку Бетховена, словно завещанную ей Желтковым, она «выплакиваеть свою боль и чувство вины перед ним. Она понимает вдруг, что до этого момента будто и не жила вовсе, отгородив себя от мира, и только сейчас, благодаря чувству этого «маленького», но великого в любви своей человека, она обрела то, что было скрыто от неё, чего она не видела и не понимала. Её душа пробудилась, и под музыку Второй сонаты Бетховена гармония и красота мира, осененного Великой Любовью, принесли ей радость и успокоение.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.















cach/desc1/124212.html