Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Петербургская тема в творчестве Блока (ЕГЭ по литературе)

Тему города Блок затрагивает во втором периоде своего творчества, во время которого перестраивался внутренний мир поэта и менялось его отношение к окружающему миру — если раньше в нём преобладало субъективное восприятие действительности, то теперь он убеждается в том, что его задача как поэта — обратиться к реальности.

Образ Петербурга у Блока уникален для русской литературы. В его стихах периода революции отражается опыт городского жителя, точно знающего жизнь "улицы" в это время. Революция и война ещё плотнее сгустили ту "петербургскую атмосферу", которую тонко воспринимала интиллигенция того периода, в том числе Блок.

Для Блока было свойственно восприятие Петербурга как одушевленного существа. Такое видение города было внесено в литературу главным образом Ф. М. Достоевским.

Можно говорить о том, что в цикле "Город" отражается мотив потопа, который выражает мысль неизбежной гибели города. Данный мотив реализуется через образы текущих рек, дождя, мокрых заборов и т. п. В фольклорных представлениях вода является не только одной из главных стихий, но и средой обитания нечисти.

Неслучайно в Петербурге Блока обитают красные карлики, невидимки и оборотни.

Продолжая образный ряд, можно увидеть не только мокрые заборы, но и мокрые афиши, но и нечто более существенное — то, что "вымокли" и "отсырели" даже человеческие чувства. Таким образом, вода становится частью внутреннего мира человека, пропитывая абсолютно все. Мотив потопа реализуется и в образе непрекращающегося дождя, порождающего мглу, поглотившую Петербург. Человек в этом лейтмотиве уподобляется попавшей в сеть рыбе, из-за чего возникает мотив несвободы.

Также важным элементом петербургского пространства у Блока по литературной традиции представлен его создатель, Пётр Первый, предстающий в виде памятника. К образу Петра поэт также обращается в цикле "Город", и здесь нужно отметить его двойственность. Хотя Пётр — государственный деятель, мыслящий масштабными категорями и способный предугадать будущее, Блок также превносит в его образ и негативную семантику. Царь здесь оказывается источником зловония, т. е. осмысляется как источник несчастий, постигающих его город. Блок приходит к мысли, что царь, свершая важные исторические дела, оказывается не в состоянии предвидеть грядущее зло.

Свой Петербург поэт населяет людьми с социального дна. Ими являются падшие женщины, нищие, старики и т. д. В совокпуности они представляют собой безликую, часто пьяную толпу. Даже изображая отдельного человека, поэт стирает черты его лица.

Петербург Блока находится в окружении болот, функция образа которых — передать бессмысленность надежды на свободу. В качестве ганиц выступают также ворота, закрытые двери и окна. Имея такую структуру, город предстает неким лабиринтом, ходами которого являются переулки и подворотни.

Говоря о взаимодействии петербуржского пространства с вселенским можно отметить двоякость их отношений. С одной стороны, они разделены, с другой же — пространство Петербурга имеет влияние на космическое, т. к. образы последнего в рамках петербуржской темы часто получают сниженные характеристики.

Образы подвалов и кабаков традиционно символизируют низы общества, отсутствие свободы. В образе же дома традиционное значение уюта снижается, и появляется образ антидома, который оказывается для человека местом страдания. В стихотворении "Последний день" поэт изображает комнату, заполняя ее вещами, тем самым подчеркивая тесноту и хаос, царящие в ней. Таким образом, Блок усиливает страшную атмосферу, в которой находится человек.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.