Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Сравнительный анализ стихотворений «С горы скатившись, камень лёг в долине…», «Увы, что нашего незнанья…» и «Нам не дано предугадать…» (Тютчев Ф. И.)

Три лирических стихотворения Тютчева «С горы скатившись, камень лёг в долине…», «Увы, что нашего незнанья…» и «Нам не дано предугадать…» — это шедевры философской лирики. По форме их можно отнести к философской миниатюре. Но лирика здесь тоже имеет не второстепенное значение — автор прежде поэт, а потом уже философ. Его мысли полны чувств.

В основе сюжета в каждом из этих стихотворений лежит философское раздумье, которое облекается в авторский вывод. Авторская мысль даёт широкий простор для обдумывания и полемики по поводу затронутого философского вопроса.

Внимание читателей на авторской мысли поэт заостряет с помощью риторических вопросов: «Увы, что нашего незнанья И беспомощней и грустней?», «Как он упал? никто не знает ныне».

Второе стихотворение состоит только из риторических вопросов, что усиливает его экспрессию. Также автор использует риторические восклицания: «Сорвался ль он с вершины сам собой, Иль был низринут волею чужой!..». Внимание на продолжительность явления обращается с помощью повторов — «столетье за столетьем». Одушевленность природы показывается с помощью олицетворения — камень лёг. Настойчиво зовут к размышлению параллельные конструкции: «Сорвался ль он с вершины сам собой, Иль был низринут волею чужой!..».

Выразительность и сжатость содержания этих стихотворений делают их афористичными. По своему построению они также напоминают афоризм — одна часть заключает в себе мысль автора, вторая представляет итог его размышлений. Миниатюры Тютчева отличаются силой воздействия мысли и её глубиной.

Курсивом выделены слова в размышлениях автора о камне, скатившемся с горы. «Сам» или «волею чужой» скатился камень? Курсив служит для выделения главной мысли автора о невозможности для человека до конца осознать законы природы, вселенной и тайн бытия. Тютчев, возможно хотел обратить внимание читателя на то, что в мире полно загадок. Не понятно, совершается ли всё, включая падение камня по воле Бога, или высшего разума. Или всё происходит по воле случая, само собой. Эта же мысль о невозможности познания всего сущего во вселенной встречается и в двух других стихотворениях. В строке «Кто смеет молвить: до свиданья, » курсивом выделено слово до свиданья. Автор хочет указать, что свидания может и не состоятся. Никому не дано предугадать, что произойдёт с тобой до следующей встречи. Даже два-три дня он сравнивает с бездной.

Предельная выразительность философских миниатюр Тютчева и совершенная их законченность вызывают восхищение. Каждое слово поэта взвешенно, а мысли сконцентрированы в предельно сжатых формах. Стихи Тютчева отличаются логической цельностью, а мысли и чувства облекаются в совершенную форму. Из его строчек нельзя выкинуть ни слова, настолько все фразы цельные и отточенные. Поэт говорит о вечных вопросах предельно ясно и мудро.

Если говорить о камерности тютчевской поэзии, то нужно иметь в виду их величину. Это экспромты, или малые стихотворные произведения. Хотя Тютчев считался мастером экспромтов, думаю, что эти три стихотворения, данные для анализа, не родились мгновенно и без подготовки. Камерными (для узкого круга слушателей) их нельзя назвать потому, что в этих стихах поставлены философские вопросы вселенской значимости. Авторская установка на медленное чтение заключается в неторопливости повествования, ритма стихов. Они предназначены для вдумчивого чтения, возможно, повторяющегося. С первого раза или при скором чтении может не открыться вся глубина мысли поэта.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.