Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Подробный анализ элегии «Море» (Жуковский В. А.)

При рассмотрении формальной композиции, прежде всего, обращаются к «рамке». В стихотворении

В. А. Жуковского она включает в себя подзаголовочный комплекс, т. е. заглавие и подзаголовок. Заглавие — это название самой элегии, т. е. «Море». Предполагаю, что заглавие относится к такому типу как место действия; поскольку в стихотворении мы видим следующие строки:

Стою очарован над бездной твоей…

Лирический герой именно в данный момент времени пребывает наедине с морем, он наслаждается им; и вряд ли бы с такой красотой, силой описал бы свое внутреннее состояние человек, пытающийся «построить» эту картину, это море лишь в своем воображении.

Подзаголовок имеет жанровый характер — «элегия». Это означает, что для поэта было важно становление и утверждение данного жанра. Подзаголовок также ориентирует на определенную тональность восприятия текста; а мы знаем, что элегия — это стихотворение грустного содержания; его тональность — печальная.

Следующим элементом формальной композиции является объем.

Известно, что все элегии Василия Андреевича большие по объему. Так, например, «Сельское кладбище» включает в себя 140 строк; «Вечер» — 93 строки; «Славянка» — 144 строки; «На смерть фельдмаршала графа Каменского» — 28 строк; «На кончину Ея Величества королевы Витермбергской» — 200 строк, «Море» — 28 строк. Таким образом, мы видим, что элегии «На смерть фельдмаршала…» и «Море» составляют исключение, поскольку состоят только из 28 строк.

Элегия «Море» написана четырехстопным амфибрахием. Здесь также следует отметить ещё одну особенность данного стихотворения — это его астрофичность. Все перечисленные выше элегии строфичны, т. е. делятся на строфы. Так, например, «Сельское кладбище» состоит из 35 строф, «Вечер» — из 23, «Славянка» — из 36.

Завершая описание формальной композиции, необходимо отметить наличие вопросительных знаков и многоточий в данном стихотворении, что говорит об эмоциональном синтаксисе.

Как уже было сказано, элегия — это стихотворение грустного содержания; в его основе лежат переживания. Однако у В. А. Жуковского эти переживания имеют реальный характер. Так, «Море» посвящено Марии Протасовой: поэт был влюблен в свою племянницу; и эта любовь была взаимна. Василий Андреевич всякими путями пытался добиться разрешения жениться на ней, однако мать Марии была непреклонна, ведь её дочь и В. А. Жуковский — родственники. Соответственно, основу элегии «Море» составляет переживание о несбыточной любви, о несбыточном счастье, о невозможности соединиться двум любящим сердцам.

Переживание лирического героя разворачивается в пространстве и времени. Поэтому следующий элемент содержательной композиции, к которому следует обратиться — это хронотоп, т. е. организация пространства и времени. В данном стихотворении представлен такой вид времени как время художественное, т. е. время лирического героя:

Стою очарован над бездной твоей…

Описание происходит в данный момент времени; в тот миг, когда герой наслаждается морем. Мы знаем, что излюбленное время элегий поэта — это угасающий день, вечер. Однако в стихотворении «Море» не указано определенное время суток; мы лишь можем предполагать, когда находился наедине с природой лирический герой: утром, днем или же, может, вечером. Что касается пространства, то оно здесь горизонтальное и открытое. Сложность состоит в определении его динамичности и статичности.

Обилие глаголов и создает этот динамизм.

Предмет изображения элегии — внутренний мир человека. Лирический герой в данном стихотворении одинок, уединен. Он находится в состоянии задумчивости. И поскольку здесь герой как бы погружается, уходит в себя, то данная элегия является медитативной.

Особое внимание следует уделить пейзажу элегии и поэтическому слову В. А. Жуковского. Для этого я бы хотела обратиться к работе Григория Александровича Гуковского «Пушкин и русские романтики». Советский литературовед и критик отмечает, что искусство не должно изображать природу; оно призвано передавать лишь те чувства, то внутреннее состояние человека, «для которых внешняя природа является лишь условным возбудителем». Поэтому пейзаж у Василия Андреевича носит субъективный характер и, как говорил Александр Николаевич Веселовский, «изображение природы у Жуковского — это «пейзаж души». Создается этот пейзаж по-особому, за счет особых слов поэта. У В. А. Жуковского слово — это не просто слово, «а целая тема». Особенность слова поэта состоит в том, что в нем на первый план выходят «эмоциональные обертоны», его дополнительные значения. В работах Василия Андреевича преобладают качественные эпитеты — это те эпитеты, которые теряют свою прикрепленность к существительному и приобретают некую самостоятельность. Обратимся к самому тексту стихотворения. Находим качественный эпитет «сладостный» (также отмечу, что это слово, по Г. А. Гуковскому, один из признаков романтизма): в данной элегии это не то же самое, что и сладкий (это мы увидим, если обратимся к словарю); здесь дополнительное значение выходит на первый план — это доставляющий удовольствие, наслаждение именно душе лирического героя.

Поэт также использует олицетворение:

В эти строках словно сам Василий Андреевич: «земныя неволи» — невозможность быть со своей любимой вместе; его огорчает, он не хочет так жить. Мария Протасова для него — это небо: с ней он безмолвен, спокоен; когда же нет её рядом, он бушует, терзается. «Чем дышит твоя напряженная грудь?..»: напряженный здесь — это описание внутреннего состояния; отягощает поэта его печальное положение.

Из художественных средств также можно отметить следующие эпитеты: «безмолвное море», «лазурное море», «глубокую тайну», «враждебную мглу» и другие. Следует также отметить анафору:

помогает точнее передать внутреннее состояние героя.

Здесь есть и антитеза: ясное небо — тёмные тучи.

Все вышеупомянутые средства выразительности показывают, что при описании пейзажа объективное поглощается субъективным; и, действительно, пейзаж у В. А. Жуковского — это «пейзаж души».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.