Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Особенности композиции романа «Герой нашего времени» (Лермонтов М. Ю.)

То, Лермонтов написал совершенно особенный роман, понимали ещё его современники. До него писатели не нарушали хронологию в повествовании, описывая происходящие события в линейном порядке. В текст вставлялись только воспоминания среди событий настоящего. У Лермонтова же роман состоит из пяти глав, где порядок происходящих событий перепутан. К тому же каждую из глав можно назвать законченным произведением. Такое расположение глав автор «Героя нашего времени» сам называл не случайным. Композиция была подчинена главной цели — показать героя во всём многообразии сторон его характера.

Главная ориентация в произведении на психологию человека, а не на события, происходящие с ним — это также является новаторством Лермонтова в литературе того времени. Именно желание наиболее полно показать личность и внутренний мир Печорина заставили писателя прибегнуть к необычной непоследовательной композиции.

Образ главного героя раскрывается пред читателем постепенно. Сначала мы видим эгоистичного соблазнителя, похитителя прекрасной черкешенки. Печорин предстаёт перед нами как храбрый, упорно добивающийся своих целей человек. Но ему в жизни уже мало что интересно. Даже влюбленность быстро проходит, красота и необычность горной девушки надоедают.

Во второй части перед нами равнодушный, холодный, не ценящий дружбы человек. Таким циничным его увидел проезжий офицер, который в этой же главе знакомится с дневником Печорина. Из дневника мы узнаём то, что происходило с героем много лет назад, до знакомства с Максимом Максимычем и Бэлой. Печорин описывает свои приключения в Тамани, затем встречу с княжной Мери. Только в этой главе мы имеем возможность заглянуть во внутренний мир Печорина. И видим, что это страдающий, несчастный, очень одинокий человек.

Начало второй главы «Максим Максимович» в порядке событийности должно находиться в самом конце романа. Ведь Печорин направляется в Персию, где ему суждено погибнуть. Но Лермонтов вдруг переносит читателя в начало цепи развивающихся событий. Герой уже показан нам через поступки и мнения других людей. На сцену выходят его дневниковые откровения. Мы вдруг узнаём тайные стороны его характера. Это умный, благородный и думающий человек без жизненной цели. Он идёт на поводу у своих дурных наклонностей и оставляет достоинства не применёнными.

Особенности такой композиции изложения основных вех биографии Печорина также помогают показать неопределенность планов главного героя, отсутствие у него всяческих идей.

Делая вывод, можно сказать, что именно необычная композиция романа позволила наиболее полно воплотить Лермонтову свой замысел — создать новаторский роман, ориентированный на психологию человека.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.