Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Подробный анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье...» (Пушкин А. С.)

В стихотворении А. С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье. . . " история взлетов и падений, периоды вдохновения и грусти в духовной жизни лирического героя переплетаются с воскрешением и забвением в его сознании Божественного женского образа, образа чистой любви. «Опять явилась ты» только тогда, когда «душе настало пробужденье». Такая причинно-следственная связь здесь не случайна. В основе лирического сюжета – не история любви двух конкретных реальных людей, а любовь в ее абсолютной идеальной сущности; поэтическое видение любви. Возлюбленная – идеальный образ, совершенное прекрасное.

Рисуя этот образ, поэт не использует ярких метафор, эпитетов, сравнений, лишь несколькими точно найденными словами указывает на ее сущность (кстати, поэтическая формула «гений чистой красоты» была найдена Пушкиным у Жуковского, в очерке, посвященном Сикстинской мадонне). Интересно проследить, как меняется характеристика возлюбленной на протяжении стихотворения.

Первая строфа. «Мимолетное виденье» – что-то неземное, имеющее лишь легко очерченные контуры и не имеющее осязаемой плоти. «Гений чистой красоты» в ее абсолютном проявлении; она, не тронутая «прозой жизни» потому, что явилась в воображении, сознании лирического героя, а не в реальной жизни.

Вторая строфа. Помещенный в атмосферу земного бытия, образ возлюбленной видится лирическому герою уже более «по-земному»: «голос нежный», «милые черты».

Пятая строфа. Образ «чистой красоты» в пробудившейся душе. Этому образу нет места в «мятежной» жизни лирического героя, в его «томленьях грусти», в «тревогах шумной суеты». Образ любви воскресает и живет в сердце влюбленного только тогда, когда это сердце «бьется в упоенье». Реальной близости, диалога между лирическим героем и его возлюбленной нет. Она становится не только воплощением идеи любви, но и средоточием всей духовной жизни лирического героя в ее самых высших проявлениях:

И Божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

В пушкинском стихотворении – особый способ восприятия, художественного видения возлюбленной, поэтического отношения к любви. Любовь – это полная гармония, абсолютное прекрасное, а потому она всегда имеет нечто неземное, ее можно только боготворить, ею восхищаться.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.