Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Тема «вольности святой» в творчестве А. С. Пушкина (ЕГЭ по литературе)

В современном мире понятие свободы не является для нас чем-то из области фантастического, каждый из нас — свободный человек, способный совершать действия в соответствии со своими желаниями и идеями до тех пор, пока его свобода не затрагивает свободу ближнего. Но, если мы обратимся к произведениям писателей давно ушедших лет, мы обнаружим, насколько значительный пласт занимает тема свободы в их творчестве. Например, она красной нитью проходит через многие творения А. С. Пушкина, которого часто венчают ее главным певцом.

Так, попробуем проанализировать то, как тема свободы развивается на протяжении всей писательской деятельности А.

С. Пушкина. Насколько мы знаем, Александр Сергеевич всегда принимал активное участие в политической жизни страны, всецело осознавал себя ее гражданином. Он не раз высказывал свое мнение касаемо существующего на тот момент государственного устройства. Порой подвергал себя опасности, будучи ярым сторонником деятельности декабристов, о чем мы можем судить по стихотворению “Во глубине сибирских руд”. Несомненно, он стремился распространить идею о том, что свобода — главная ценность человеческого общества. Поэт не выступал против монархии, однако отрицал идею тирании. Он считал, что лучшим правителем станет просвещенный человек, чья цель — не получение выгода за счет угнетенного народа, а наоборот — предоставление гражданам прав и свобод.

Мировоззрение Александра Сергеевича отражает его главную идею о незыблемости “вольности”, как главной ценности жизни человека. Эти идеи нашли свое отражение в лирическом творчестве вольнолюбивого поэта. К самым известным стихотворениям этой тематики относят “К Чаадаеву”, в котором одновременно уложились как политические, так и философские суждения Пушкина. Лирический герой обращается к Петру Яковлевичу Чаадаеву, будто призывая его не отрекаться от их общих идей под влиянием государства. Общество, в котором они живут далеко от идеала, что подчеркивается острым эпитетом (“под гнетом власти роковой”), показывающим, что для многих из их союзников эта власть станет причиной увядания. В противопоставление тяжелым и темным временам приходят долгожданные “минуты вольности”, которые станут спасением для Александра Сергеевича и его товарищей. Здесь, в очередной раз используя прекрасный эпитет (“вольности святой”) поэт превозносит свободу, ставя её в один ряд с божественным началом. Она — их далекая цель, мечта, которая еще на тот момент кажется недосягаемой, она — то, за что они борются. Они покорно ждут ее подобно любовнику, ожидающего возлюбленную. Точное сравнение (“Как ждет любовник молодой минуты верного свиданья”) как нельзя лучше показывает, что вольность становится их главной ценностью наравне с любовью, а, может, даже ценнее. “К Чаадаеву” — призыв Александра Сергеевича не только к Петру Яковлевичу, но и ко всем его сторонникам, людям, которые так же упорно ждут, когда настанет час освобождения.

Другое стихотворение, темой которого стала свобода, — “К Морю”. Уже из его названия мы понимаем, что главным образом здесь является море - символ безграничной свободы, которую не в силах отнять ни один тиран. Поэт восхищается неукротимости безбрежного героя, бушующими волнами и переменчивому нраву. Море — воплощение свободы, в то время как у берегов на страже “уж просвещенье иль тиран”. На протяжении всего стихотворения Александр Сергеевич прибегает к использованию художественных средств, придающих строчкам сильную эмоциональность. Среди них — восклицания (“...мой поэтический побег!”), риторические вопросы (“О чём жалеть?”) и обращения (“Прощай, свободная стихия!”). Всемогущее море буквально оживает на глаза читателя, а лирический герой вступает с ним в диалог, пытаясь найти ответы на свои вопросы. Свободная стихия — его непостижимый идеал, чьей силой он очарован и пленен. Итак, море становится для Александра Сергеевича “желанным пределом души”, непобедимым образом свободы, который, к сожалению, пока ещё невозможно найти на суше. Восхваление моря здесь означает восхваление недостижимой свободы, которая так и манит к себе душу поэта.

И последнее, но не по значимости стихотворение, которому хотелось бы уделить внимание — “Узник”. И здесь мы вновь встречаем противопоставление двух миров — первого, в котором находится лирической герой, и второго, идеального мира, где царствует природа. Он предстает перед читателем в образе орла — сильной вольнолюбивой птицы, которой, однако, суждено влачить жалкое существование в стенах темницы. Несмотря на безысходность ситуации, второй узник, также предстающий в образе орла, зовет его вернутся в их среду обитания. Он призывает товарища отправится вперед на зов свободы, туда, где они смогут расправить свои крылья. Здесь, используя анафору (“Туда, где за тучей белеет гора, / Туда, где синеют морские края…”) он отчаянно пытается убедить второго узника в том, что единственный их выход — побег. Можно предположить, что, наделяя орла речью, Александр Сергеевич хотел провести параллель между дикой птицей и человеком посредством олицетворения и показать, что даже между ними есть общая черта — свободолюбие. Итак, это стихотворение в очередной раз стало доказательством того, что Пушкин стремился распространить идею о том, что независимость — главная ценность не только для человека, но и для любого живого существа.

Исходя из всего вышеизложенного, хочется ещё раз подчеркнуть, что позиция великого поэта предельно ясна. И титул “певца свободы” порой присваиваемый ему далеко не безоснователен. Как и любой гражданин, он желал лучшего для своих современников, поэтому распространял идеи о народной свободе, которая не может быть ограничена никаким тираном.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.