Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Насилие — это социальный конструкт» (Жан-Жак Руссо) (ЕГЭ обществознание)

В философии долгое время была популярна точка зрения, что естественное состояние человека - эта постоянная борьба между людьми. Отсюда выводили, что насилие присуще человеческой природе. Однако Жан Жак Руссо активно спорит с таким тезисом, причем делает это способами, характерными для рационализма эпохи Просвещения - он выводит логические построения и приводит фактические доводы в пользу своей точки зрения. Это хорошо видно в его работе “О происхождении неравенства”.

Руссо пишет: “...и представлять диких людей беспрестанно истребляющими друг друга ради удовлетворения своих зверских инстинктов тем более смехотворно, что мнение это противоречит фактам. . .”. Более того, Руссо отстаивает прямо противоположную точку зрения. По его представлениям, естественное состояние человека — это всеобщее и полное равенство: “...люди были так же равны между собою, как равны были животные каждого вида”. Руссо рисует картину, в которой доисторические люди существуют совершенно независимо друг от друга, они очень редко встречаются, добывают пищу собирательством — поэтому у них не было никаких причин для столкновений: “так как не было между ними сношений какого-либо рода, и они, следовательно, не знали ни тщеславия, ни преклонения, ни уважения, ни презрения; так как они не имели ни малейшего понятия о «твоем» и «моём»...”.

В поисках доказательств для своего взгляда, Руссо обращается к внешним источникам.

Однако будучи философом эпохи Просвещение, он уже (почти) не ссылается на тексты религиозного характера. Вместо этого он строит часть рассуждений на рационалистическом методе — даёт ссылки на исторические факты, зафиксированные другими наблюдателями, чаще всего — о различных “диких” племенах, которые встречались европейцам. Для Руссо эти примеры кажутся наиболее убедительными, так как наблюдаемые в их племенном строе отношения во многом подтверждают выдвигаемые им тезисы.

Однако в ответ на предположения Руссо можно задаться вопросом: если на начальных этапах своего развития человек был миролюбив в своей независимости от других, тогда почему и во времена Руссо, и в современности угнетение и насилие — одна из ключевых проблем общества?

Руссо на это отвечает, что несправедливый уклад жизни пришел вместе с появлением, во-первых, частной собственности, а во-вторых, государства. “Словом, как может положение это побудить людей обрабатывать землю до тех пор, пока не будет она вообще разделена между ними, то есть пока не будет вообще уничтожено естественное состояние?”. Разделение на “своё” и “чужое” привело первому разделению людей и началу порабощения одних другими, так как наличие собственности приводило к зависимости. Это же привело к появлению общества, которое только усилило различия между людьми: “душа человеческая, извращающаяся в обществе в силу тысячи причин, беспрестанно вновь возобновляющихся, вследствие приобретения множества знаний и заблуждений”.

Для Руссо главным последствием появления общности людей стало появление самосознания и соответственно понятия о собственной ценности.

Итак, Руссо утверждает, что насилие — изначально не свойственное человеку явление, и что в своем природном состоянии, при отсутствии общества и частной собственности, человек не сражался с другим человеком. Доказывает он это, как философ эпохи Просвещения — делает рациональные утверждения и на основе логики развивают идею, так что одно вытекает из другого, при этом он постоянно ссылается на факты истории.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.