|
Мог ли Печорин быть счастливым? (ЕГЭ по литературе)Произведение М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" — первый в русской литературе социально-психологический роман, в котором писатель создал "портрет, но не одного человека", а типичного представителя своего поколения. Григорий не может найти свое место в жизни, называет себя "нравственной калекой", человеком, переставшим руководствоваться чувствами, он живёт разумом. Мог ли Печорин стать счастливым? На мой взгляд, данный персонаж не способен был обрести счастье, так как плохое воспитание значительно повлияло на формирование характера главного героя, из-за которого Григорий Александрович будет страдать на протяжении всей жизни. Изначально Печорин рос добрым и чутким мальчиком, однако светское общество диктовало ему свои условия, окружающие не понимали героя — он "выучился ненавидеть", не верили мальчику, не уделяли должного внимания, ставили его ниже других детей — Григорий стал злопамятным, скрытным и завистливым. Лучшие стремления души "умерли" в сердце мальчика, он боялся насмешки, своих чувств. О родителях Печорина известно немного, но они сыграли лишь незначительную роль в жизни главного героя. Мальчик получил аристократическое воспитание, умел держаться в светском обществе, хорошо говорил по-французски, однако это так и помогло ему стать счастливым, так как "лучшая" сторона его души давно "очерствела". Читатель, узнав о детстве Григория Александровича, понимает, что главный герой, будучи ребёнком, не чувствовал ласки и поддержки со стороны окружающих, люди относились к нему с пренебрежением и подозрением, общество и дворянское воспитание значительно повлияли на внутренний мир молодого человека, снижая его шансы на светлое будущее. Печорин постоянно искал себя в этом мире, однако ко всему моментально терял интерес, и жизнь уже не стала ему дорога, поэтому герой не мог обрести покой и счастье. Он являлся представителем высшего общества, был избалован роскошью и богатством, но все земные удовольствия Григорию "опротивели". Он опытен в общении со светскими красавицами, однако их внимание наскучило ему, "а в сердце осталось пусто". Единственной женщиной в его жизни, которая искренне любила Печорина, страдала из-за этого прекрасного чувства, принимала молодого человека "со всеми <...> мелкими слабостями, дурными страстями...", была Вера. Устав от света, Григорий начал учиться, заниматься наукой, но и она наскучила герою. Тогда он решил, что "под чеченскими пулями" тоска исчезнет, а возможность умереть в бою подогреет интерес к жизни, но это вскоре надоело Печорину, он привык к "близости смерти". Дружба также не была смыслом существованием Григория, так как он считал, что, "из двух друзей всегда один раб другого", поэтому доктор Вернер был для героя не более чем приятелем. Печорин мог скоротать время за разговорами на философские темы с этим человеком. Лермонтовский персонаж не боялся умереть, потому что жить ему "порядочно уж скучно". Таким образом, Григорий не может стать счастливым, так как не ценил свою жизнь, его постоянно одолевала тоска, он не умел видеть радость в самых простых вещах, наслаждаться каждым моментом, ни любовь, ни дружбы, ни светские развлечения не являлись смыслом его существования. Ещё одной причиной, мешающей Печорину обрести счастье, были собственный эгоизм и желание "любить только для себя", не жертвуя ничем ради окружающих. Герой увлекается дочерью местного князя, "дикой" черкешенкой, похищает её. Однако девушка наскучила Григорию, а его равнодушие приносит Бэле страдания, её убивает из мести Казбич, но смерть девушки не заставляет Печорина чувствовать себя виноватым. А встретив Максима Максимыча после долгих лет разлуки, герой проявляет равнодушие к нему, чем обижает старого товарища. Григорий нередко ставит собственные эксперименты над людьми. Например, он строит план по соблазнению княжны Мери и разоблачению Грушницкого. Желая проверить девушку на чувства, Печорин влюбляет её в себя, не отвечает ей взаимностью, после чего Мери получает глубокую душевною рану, теряет надежду на светлое будущее. Григорий понимает, что Грушницкий старается казаться совершенно другим человеком, чувствительным романтиком, он задевает его самолюбие, заигрывая с княжной Мери. Данный конфликт приводит к тому, что давний знакомый Печорина погибает на дуэли от его пули. Автор, раскрывая характер главного героя, показывая его отношение к окружающим, подводит нас к мысли о том, что Григорий из-за собственной гордости и эгоизма не способен быть счастливым, так как он нередко играет чужими судьбами, либо причиняя людям душевную боль, либо становясь причиной их гибели. Таким образом, Печорин — герой романа М. Ю. Лермонтова не мог обрести счастья. Этому существенно поспособствовало плохое воспитание — светское общество испортило мальчика, заставило глубоко спрятать в своей душе пылкие чувства. Григорий не смог найти свое призвание в жизни, направить все свои силы в нужное руслу, он не был способен ценить каждое мгновенье. Счастье героя во многом зависело от него самого, однако Печорин не видел в своём существовании смысл, а любовь, дружба и уважение к другим людям не подарили Григорию радость. Обновлено: Опубликовал(а): Diana Golubeva Внимание! Спасибо за внимание.
|
|