Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Как вы понимаете выражение «нравственная победа»? Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Итоговое сочинение (декабрьское))

2. Первый аргумент — анализ психологического состояния Родиона Раскольникова после совершения преступления (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

3. Второй аргумент — анализ изменений в личности поэта Бездомного под влиянием встреч с Мастером (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

4. Заключение. Почему нравственная победа, одержанная человеком, важна как для него самого, так и для окружающих?

Жизнь человека — это череда побед и поражений в борьбе с жизненными трудностями, идейными врагами и с собой.

И эта борьба с самим собой, которая зачастую не видна окружающим, является, пожалуй, наиболее сложной для личности. В душе человека может возникнуть конфликт между чувствами. Тогда приходится делать серьёзный выбор. И если он связан с предпочтением общечеловеческих ценностей трусости, пошлости, ненависти, то такой положительный результат в разрешении внутреннего конфликта в душе человека является нравственной победой. Это одна из важнейших проблем в русской литературе.

Обратимся для подтверждения данной мысли к социально-психологическому роману Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Писатель показывает, что победить в себе зло человек сможет, если его сердце открыто для любви. Борьба в душе главного героя Родиона Раскольникова заканчивается его нравственной победой над своими заблуждениями. Бедный студент, живущий в комнате, напоминающей гроб, вынужденный из-за бедности бросить университет, создаёт антигуманную теорию, по которой все люди делятся на две категории: сильные мира сего, наполеоны, и «твари дрожащие», безропотно принимающие любой порядок вещей. Это человеческий муравейник. Воспаленное воображение толкает героя на преступление, цель которого — проверить, «тварь ли»... он… «дрожащая или право» имеет. Но убийство старухи процентщицы и её невинной сестры Лизаветы так действует на психику впечатлительного молодого человека, что приводит к жесточайшим мукам совести. Чувство разъединения с людьми становится невыносимым. Его страдание облегчает «вечная Сонечка». Именно она помогает Раскольникову преодолеть заблуждения. Девушка исповедует смирение, призывает его «пострадать» и искупить вину перед людьми и перед Богом.

Любовь Сонечки помогает Раскольникову одержать нравственную победу над самим собой, отказаться от ложных убеждений. Он возвращается к Богу, людям, признаёт необходимость жить по общечеловеческим нравственным законам.

В литературе двадцатого века тема нравственных исканий и побед получает продолжение и новое осмысление. Нравственная победа — это результат самоанализа, это путь, ведущий к пониманию самого себя, это правильный выбор Так, в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» появляется герой, испытывающий муки совести, связанные с творчеством. Это поэт Иван Бездомный. Сначала он предстает перед читателем послушным учеником Михаила Александровича Берлиоза, которого не устраивает то, что в заказанной для толстого художественного журнала антирелигиозной поэме «Иисус в его (Бездомного) изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж». Иван, в отличие от «просвещенного» наставника, отличается необразованностью — он предлагает Канта отправить на перевоспитание «года на три в Соловки». Но важно то, что он обладает искренностью и простодушием. Под впечатлением смерти своего «наставника» и встречи с Воландом он доходит до сумасшествия и попадает в «дом скорби». Здесь он знакомится с Мастером, попадает под его обаяние и становится его преданным учеником. Мастер рассказывает Иванушке о своем романе. Встреча с писателем становится для Ивана Понырева точкой отсчета новой жизни. Он понимает, что нельзя творить по заказу сверху, осознает, что пишет дурные стихи. Здесь, в клинике, он «впервые почувствовал какое-то необъяснимое отвращение к поэзии» и к своим стихам. Мастеру и его ученику противопоставлены литераторы — критики и поэт Рюхин, который привез Бездомного в больницу. Он тоже осознает свою бездарность, но утром признает, « что исправить в его жизни уже ничего нельзя, а можно только забыть». Это противопоставление подчеркивает остроту борьбы в душе Ивана, искренность героя и ценность его победы над собой. Он осознает, что «вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет». Вот почему он признается Мастеру в своей невежественности и обещает не писать больше стихов. Пройдя через потрясения, осознав свою несостоятельность как поэта, Иванушка попадает во власть нового замысла — продолжить труд Мастера. Нравственная победа становится торжеством таланта над приспособленчеством, трусостью и пошлостью.

Таким образом, победа над плохим, мелким, постыдным, что есть в самом себе, имеет огромное значение и для человека, и для окружающих, которые помогают одержать эту победу. Только освободившись от ошибок и заблуждений, можно стать лучше и научиться жить в гармонии с собой, с людьми и со всем миром.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение














Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение

Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение