Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Что такое толерантность? Аргументы Л. Н. Толстой «Кавказский пленник», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Толерантность — слово, которое в русском языке стало широко употребляться в последнее десятилетие. Когда-то оно пришло к нам опосредованно из латинского и сегодня используется в значении «терпимость к чужим мнениям и поведению, снисходительность». О толерантности заговорили потому, что возникла острая необходимость обратить внимание на взаимоотношения людей друг с другом. Данная проблема стала особенно актуальной для двадцать первого века, когда человек в связи с развитием науки и техники, цифровых технологий испытывает дефицит общения и становится всё нетерпимее к окружающим, эгоистичнее.

То там, то тут вспыхивают межнациональные конфликты, происходят террористические акты, свидетельствующие о нарастании агрессии между людьми разных религий, конфессий и национальностей. Этот процесс становится сегодня негативной тенденцией. Но проблема толерантности существовала и раньше. Неслучайно через всю русскую литературу красной нитью проходит мысль об уникальности каждого человека, о необходимости находить пути для взаимопонимания между людьми.

Так, в рассказе Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» мы видим пример толерантности, которую проявляют люди разных национальностей, независимо от государственной политики. События, описанные в произведении, происходят во время Кавказской войны (1817 – 1864), когда Русская императорская армия воевала за присоединение к России районов Северного Кавказа. Служивший на Кавказе «барин» Иван Жилин попал в плен к татарам (горцам-мусульманам). Писатель показывает неприязнь Жилина к тем, кто взял его в плен: спина татарская ему кажется «вонючей». Но и он для жителей татарского аула враг. Неслучайно, когда привезли его в аул, то «собрались ребята татарские, пищат, радуются, стали каменьями пулять в него». Особую враждебность и нетерпимость к русскому пленному проявляет старик-татарин, похожий на волка. Он озлоблен, живет, руководствуясь чувством мести, так как когда-то русские разорили деревню и его семь сыновей убили. А один предался врагам, так он нашел своего сына и сам убил. Старик агрессивен, не принимает других людей, готов совершить насилие по отношению к беззащитному человеку. Ему противопоставлен Жилин. Иван, столкнувшись с жизнью деревни, в которой живут люди другой национальности, с интересом наблюдает за их бытом и проявляет немалую выдержку и незлобивость. Русский офицер готов общаться с ребятишками и получает удовольствие, когда дарит им самодельные игрушки, вылепленные из глины. Кроме того, для него татары не являются людьми, стоящими ниже его по развитию и культуре. Он признает равенство между ними и собою, так как понимает, что просто у них другие обычаи и традиции. Но ведёт себя главный герой смело и мужественно. Он не робеет и не соглашается на выкуп, который хотят получить за него, так как у его матери нет таких денег, а врать он не способен. Прямо в глаза татарам уверенно, но без злости бросает: «Не боялся, да и не буду бояться вас, собак!». И такой честный ответ вызывает уважение к нему со стороны врагов: «…джигит, джигит, урус!». Жилин проявляет терпимость к иному мировоззрению, образу жизни и обычаям, но он не унижается, не теряет, в отличие от Костылина, человеческое достоинство. Иван с уважением относится и к себе, и к представителям другого народа. Он починил часы для своего хозяина Абдул-Мурата, и тот отблагодарил его, подарив свой старый бешмет. К Ивану обращаются татары из дальних деревень с просьбой починить то замок на ружьё, то пистолет, то часы. Между ними даже есть общее и в жизненных правилах. Например, Абдул говорит, что убил бы Жилина, если бы слова не дал. А русский офицер тоже умеет держать слово. Он человек чести. Люди разных национальностей находят точки соприкосновения, они способны понять друг друга. Симпатия, вспыхнувшая между русским пленным и татарской девочкой Диной, связана с естественной добротой, готовностью понять человека другой нации. Между ними нет чувства неприятия из-за этнической принадлежности. Тринадцатилетняя девочка испытывает жалость к Жилину, когда узнает, что его хотят убить. Вот почему она помогает сбежать русскому офицеру. И сколько благодарности в его словах: «Прощай, Динушка! Век тебя помнить буду». Люди могут преодолеть национальные и религиозные различия, научиться с пониманием относиться друг к другу, быть толерантными. Главное — следовать общечеловеческим ценностям, идти прямым путем любви к людям и к жизни.

Толерантность — важнейшее качество личности, которое необходимо и в обычной жизни, среди людей одной и той же национальности, вероисповедания и даже одинакового социального положения. Так, в романе Фёдора Михайловича Достоевского мысль о терпимости к образу жизни и поступкам живущих рядом с тобой людей является одной из важнейших. Соня Мармеладова, вечная Сонечка, не осуждает Катерину Ивановну из-за того, что та подтолкнула Соню к падению и сейчас девушка вынуждена жить по желтому билету, чтобы спасти от нищеты семью. Для неё главными являются идеалы смирения, всепрощения и молчаливой покорности. Но она не требует этого от других. Она принимает и уважает точку зрения окружающих. В этом и проявляется её толерантность. А для бывшего студента Раскольникова падение Сони не является прелюбодеянием, так как он видит, что у неё душа чистая, в отличие от него самого. На каторге Сонечка проявляет жалость и терпимость по отношению к преступникам, и они платят ей любовью и уважением. С пониманием Сонечка относится и к Раскольникову. Причем, это понимание не ведёт к пассивному наблюдению за происходящим, за поступками другого человека, а выражается в активной позиции по отношению к нему. Она делает всё, чтобы спасти его душу, вернуть к нормальной жизни. Во-первых, она приезжает к нему на каторгу, чтобы поддержать, не дать сломаться. Во-вторых, подаренное Сонечкой Евангелие помогает Раскольникову возродиться, воскреснуть к новой жизни. Но Сонечка не навязывает свои мысли и взгляды, она помогает любовью и доверием. Нарушившая моральные нормы героиня подталкивает любимого к осознанию общечеловеческих ценностей, главная из которых: «Не убий». Именно через этот нравственный закон перешагнул Родион Раскольников, проверяя на себе антигуманнную теорию, основанную на идеях наполеонизма. При решении сложных жизненнных ситуаций только способность человека понять и простить другого, разобраться в его поступках и чувствах приводит к гармонии с людьми и обществом. И для Достоевского очевидно, что и сознание своей исключительности, и презрение к человеческому «муравейнику» рассеиваются перед лицом истинной любви к людям. Толерантность — вот путь для восстановления погибшего человека, возрождения его души.

Толерантность должна стать важной чертой современного цивилизованного общества. Только уважение к личности другого человека, способность прощать, понимать тех, кто имеет свои особенности, взгляды и убеждения, поможет любому из нас сохранить гармоничные отношения с окружающими. А жизнь человека вне общества и цивилизации невозможна.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.