Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ государства в «Слове о полку Игореве» (ЕГЭ по литературе)

После неолитической революции появились государства, более прогрессивные и эффективные по сравнению с прежними. Исходя из теории государства и права, каждое полноценное государство должно обладать следующими признаками: территория, население, государственный суверенитет, публичная власть, армия, издание общеобязательных к исполнению законодательных актов государства, налоги и сборы. Поскольку одна из ключевых проблем, которую автор постоянно подчеркивает — междоусобицы князей, сразу возникает вопрос: «А есть действительно ли на момент осуществления событий Русь, как полноценное, независимое государство?». Для того, чтобы начать разговор о понятии «государство» в «Слове», нужно для начала убедиться, что такая вещь реально существует.

Проверка наличия признаков делается только в соответствии с текстом «Слова», а также точных исторических фактов. Итак, первое — территория. Как показывают исторические сведения, к 1185 году т.

Руси полноценно сформировалась и, более того, активно расширялась благодаря усилиям местных князей. Второе — население. В «Слове» несколько раз упоминаются настроения народа, например, сразу после поражения Игоря: «…и застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная потекла по земле Русской». Хоть и через отрицательный пример, мы понимаем, что, в конце концов, есть кому грустить и страдать.

Третье — государственный суверенитет. Государственный суверенитет — это независимость государства при проведении внутренней и внешней политики. Соответственно, ГС делится на внешний и внутренний. Внутренний государственный суверенитет отсутствует, по всем давно известной причине княжеских междоусобиц, разрушивших практически все усилия предыдущих правителей («Ярослава все внуки и Всеслава! Уже склоните стяги свои, вложите в ножны мечи поврежденные, ибо лишились мы славы дедов. Своими крамолами начали вы наводить поганых на землю Русскую, на достояние Всеслава. Из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой!»). Внешний же суверенитет будет разрушен примерно через полвека, когда начнется монголо-татарское иго, а Русь будет вынуждена платить дань Орде. Кстати, если бы половцы обладали достаточными ресурсами, Русь прекратила бы свое существование, как независимое государство ещё раньше).

Четвертое — публичная власть. Публичная власть несёт в себе такие признаки, как всеобщность (распространение на все население и территорию), универсальность (способность быть гибкой и решать любые вопросы) и общеобязательность указаний. Как мы понимаем, для воплощения этих «идеалов» нужен особый слой людей, который наделен властными полномочиями, профессионально занимающийся управлением общества. В нашем случае, аппарат управления — князья. Надо же, и здесь мы натыкаемся на несколько несостыковок: рассматривая в данном контексте Игоря (главного персонажа), как правителя, в глаза бросается его несовершенность. Игорь, как человек, решающий все запросы от народа, старающийся укрепить свой регион и принести процветание всей Руси? В универсальности Игорь проигрывает. В «Слове» ни разу не упоминалось, чтобы Игорь занимался государственными делами. Может быть, он заслужит свою славу в качестве князя-воина? Как показывает практика, увы.

По сути, Святослав обвиняет братьев в некомпетентности и недальновидности, ведь появившиеся проблемы, с таким трудом раньше им и другими улаженные, решать не Игорю и Всеволоду. Хотя он не умаляет их достоинств, укор и разочарование несомненно слышны в его интонации.

Реальное положение Святослава не было столь мощным: за ним оставалось только Киевское княжество да титул Великого князя. Он не имел большого влияния на других князей, а те, в свою очередь, делали, что им вздумается.

Один в поле - не воин. Именно из-за отсутствия сильного лидера, который воплощал бы в себе все эти нужные качества, Русь пала под напором явной интервенции. Пятое – издание общеобязательных к исполнению актов государства. Таковые на Руси были, например, за передачу властям вора гражданину давалось 3 гривны, в то время как за собственноручную расправу над ним – всего одна. Налоги и сборы тоже стали обыденностью — тот же общественный взнос на содержание дружины.

Государство — это союз народа и власти. В данном случае, власть находится как бы отдельно от народа. Власть не осознает и не соизмеряет свои ошибки, халатно относится к своим обязанностям, погружена в эгоизм и возвышенные, недостижимые идеалы, теряя связь с внешним миром. Государство всё ещё есть, но в силу того, что некоторых кусочков пазла недостаёт, уже явно трещит по швам. Возможно, это ещё один скрытый смысл, который автор хотел вложить в произведение, еще один отрицательный пример.

История помогает нам осознавать ошибки прошлого. В мире все циклично, и у нас, как у поколения, по статистике, живущего в самое мирное время, есть все шансы предупредить все катастрофы, где возможности вернуть всё назад, нет.

1. Народ и государство несколько отделены друг от друга: князья сами по себе, действуют, исходя из собственной выгоды, и народ сам по себе.

Но тем не менее все действия князей отражаются на народе: когда Игорь в походе люди страдают ( «застонал Киев от горя, а Чернигов от напастей...»)

А когда Игорь возвращается, народ ликует, все становится на свои места. ( “Села рады, грады веселы..”)

2. “Тяжко голове без плеч, беда и телу без головы”-

Эта фраза намекает на то, что народу без князя жить очень сложно, но и князь без народа - ничто (голова без тела) .

3. Очень часто в “Слове” народ показан именно через образ женщины: “Жены русские восплакались…”, “На темном берегу Днепра плачет мать Ростислава по юноше князе Ростиславе…”, и, когда Игорь возвращается: “Девицы поют на Дунае”. Это, конечно, связано с тем, что большинство мужчин воюют, но мне кажется, что автор приводит такое сравнение: народ без Игоря, как плачущая страдающая женщина.

4. В сценах, где как-то фигурирует народ, очень часто появляется и природа, она помогает выражать чувства, эмоции, например, в плаче Ярославны, словно оживают и образ ветра, и солнце: “Ярославна рано плачет в Путивле, приговаривая: Светлое и трижды светлое солнце…”.

Когда Игорь возвращается, вместе с народом радуется природа: “Солнце светится на небе “ и “ Села рады, грады веселы”, через образ солнца показана радость народа.

Мы работали вместе, так как государство и народ — это по сути две стороны одной монеты, и одна не может долго и полноценно существовать без поддержки другой.

Из общего: такая разобщенность людей соответственно сказывается на народе. Все, что последнему остается делать — это плакать и страдать, что он и делает. Один в поле не воин, и даже вполне здравомыслящий Святослав, не имя за собой достаточно власти, не смог исправить эту роковую ошибку. Не будь несогласицы, возможно, Русь выстояла бы даже против монголо-татарского ига. Обращаясь же к душевным качествам Игоря, народ, как отец из притчи о блудном сыне, все равно радуется его возвращению, искренне веселится, прощает княжеское самолюбие и принимает его везде, в какой бы город он ни пошел. Такая терпимость к некомпетентности правителей также выйдет боком русскому народу, но это уже совсем другая история…

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.