Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ Уроки французского, автор- Валентин Распутин (Школьные сочинения)

Передо мной довольно известное произведение Валентина Распутина- "Уроки французского", Тип которого- повествование с элементами описания, хотя, можно сказать, что оно сочетает все три типа- включительно рассуждение, поскольку в тексте нередко встречаются мысли и догадки персонажа, однако я выделила два, наиболее преобладающие в данном произведении. Жанр - повесть, так как действия вращаются вокруг одного главного героя, в пределах немногих событий раскрывается его личность и решается дальнейшая судьба.

Всё произведение распадается на две сюжетные линии, автором проводится параллель между обыкновенной жизнью мальчика и его отношениях с учительницей французского.

С самого начала произведения перед читателем возникает образ главного героя- маленького, худого мальчика. Повествование ведется от него самого через какой-то период времени, так как он рассказывает о себе в первом лице, вспоминает некогда произошедшие с ним события в годы учебы. Как видно, он оказывается умным, любит учиться, в связи с чем уезжает в другой город, далеко от матери. Благодаря этому моменту и зарождается данная история, завязываются новые, интересные для персонажа события, которые вносят определенный вклад в его судьбу и жизнь.

Начну с того, что после переезда в райцентр для мальчика открывается иная, еще незнакомая ему жизнь.

Основная проблема здесь- голод, порой невыносимый, который и побудил мальчика начать игру под названием "Чика", чтобы иметь шанс выиграт хоть самую малость денег, что могли спасти мальчика от постоянного недоедания. Конкретно на этом моменте мне бы хотелось заострить внимание на характере главного героя, в нем можно разглядеть долю целеустремленности и упорства даже в таких простых вещах, как игра. "В первый раз я спустил девяносто копеек, во второй- шестьдесят. По вечерам, когда все расходились, я снова возвращался сюда, доставал из-под камня спрятанную Вадиком шайбу, выгребал из кармана свою мелочь и бросал, пока не темнело...И наконец наступил день, когда я остался в выигрыше". Казалось бы, такая незначительная вещь, но отчасти и она способствовала формированию в герое стойкости, которая еще сыграет свою роль.

Однако, на своем пути мальчик, в первую очередь, сталкивается с такой трудностью, как тоска по родному дому, это очевидно, но все страдания и переживания видны только читателю спустя несколько лет, на страницах книги. Думаю, свое душевное состояние рассказчик на тот момент тщательно пытался скрывать от других, отгородиться. Ведь, как известно, не нашлось человека, которому он мог бы довериться и раскрыться. "Тут для меня все вокруг было пусто:чужие люди, чужая земля.", "...от дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся". В этот момент непроизвольно в душу проникает печаль и грусть, осознавая, что среди множества людей не нашлось ни единой личности, которая поддерживала бы главного героя в трудную для него пору жизни, помогла бы ему не разбиться, могла бы выслушать любые его размышления и дать совет, в котором он, возможно, нуждался. Может быть, в этом и состоит некая задумка повести- показать, как может измениться до неузнаваемости человек под влиянием обстоятельств.

Вторая преграда для повествователя представляет собой несправедливость и жестокость."Первым, опять сзади, меня ударил Птаха. Я полетел на Вадика, он быстро и ловко, не примериваясь, поддел меня головой в лицо, и я упал, из носу у меня брызнула кровь...я старался только не упасть...Но в конце они повалили меня на землю и остановились". Важно заметить, что в данном случае автор подробно описывает лишь саму ситуацию и произошедшее с ним. Читая, невозможно наблюдать за душевным состоянием главного героя, ибо он, опять же, скрывает свои обиды и мысли.

Далее в произведении появляется персонаж, который в корне изменил мальчика. Лидия Михайловна- учительница французского. И до этого момента она присутствовала на страницах книги, но исполняла роль человека, что не имел особого значения как для читателя, так и для рассказчика. По началу она представляется мальчику необыкновенной и загадочной, как и при знакомстве с каким-либо новым человеком, он совсем не знал ее, не имел ни малейшего представления о ее внутреннем мире или характере. "Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре...к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому...".

Распутину на протяжении всего произведения удается создавать перед читателем настолько реалистичные образы любых персонажей или же вещей, в том числе и тех, которые не придают особой окраски повести, что в любом случае приходится обращать на них внимание, пусть это и мелочи, которые кажутся невесомыми, но благодаря таким описаниям и возникает уютная атмосфера, что исходит от повести."Рядом, сваленные в одну кучу, лежали фуфайки и пальтишки, на них, сжавшись под ветром, сидел маленький, лет пяти-шести, мальчишка". С одной стороны- неважная информация, тем не менее, с помощью нее автор пишет перед читающим наглядную картину, создает более четкую обстановку и помогает полностью погрузиться в созданный им мир.

Но вернусь к отношению мальчика к Лидие Михайловне и французскому. После прочтения повести сразу можно с уверенностью сказать, что мнение главного героя изменялось вместе с течением времени. Это можно подтвердить некоторыми строчками из текста."Так и начались для меня мучительные и неловкие дни. С самого утра я со страхом ждал того часа, когда мне придется остаться наедине с Лидией Михайловной...Я шел туда как на пытку."Центральному персонажу, как человеку, оказавшемуся в новом месте, все кажется странным, чудным:"Я никак не мог поверить, что сижу у не дома, все здесь было для меня слишком неожиданным и необыкновенным, даже воздух, пропитанный легким и незнакомым запахом иной, чем я знал, жизни". Но спустя определенный промежуток времени, мальчик осознает, что учительница такой же простой человек, как и многие другие, в ней вовсе не было никаких отличительных черт. Он словно увидел в ней совершенно другого человека, который прежде носил маску, а в один момент открыл свою душу.

В произведении мне больше всего понравился момент, когда главный герой получает посылку с едой от Лидии Михайловны, которая казалась ему чудом и богатством. Однако такое стечение обстоятельств ставит мальчика в неловкое положение, но он принимает посылку. На этих строках читатель может наблюдать, что всегда найдется и добрая сторона, противостоящая злу. Для повествователя учительница была будто лучом света среди хмурого неба, ведь она была чуть ли не единственным человеком, кому было не все равно на его судьбу. Также из этого вытекает следующий вывод: добро может прийти от тех людей, от которых меньше всего ожидаешь его, и эти люди не всегда оказываются близкими.

"Я уже был не тот безответный и беспомощный мальчишка, который боялся ступить здесь шагу, помаленьку я привыкал к Лидии Михайловне и к ее квартире...постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова..."В строках прослеживается медленный путь героя, который он усердно прокладывал. Это еще раз доказывает, что мальчика не покидало упорство, он всегда добивался поставленных целей.

Отсюда следует сказать пару слов о названии произведения. "Уроки французского". Не читав произведение, может сложиться впечатление совершенно отличное от действительности. И хотя большинство событий повести не имеют никакого отношения к урокам французского, автор дает такое ему следующее название, возможно, чтобы заинтриговать читателя, а может, чтобы указать на важность всех деталей в жизни, донести, что любой момент важен, ведь он может координально повлиять на дальнейшую судьбу.

Повествование ведется плавно и размеренно, лично для меня финал истории оказался непредсказуемым, я представляла завершение немного иначе. И все же, действия повести обрываются на известии для читателя, что рассказчик больше никогда не видел учительницу, а та, в свою очередь, не забыла о нем, прислала посылку с макаронами и яблоками.

Дочитав повесть до последней строки следует сопоставить начало и конец. Начиная читать, первые строки никак не укладываются в голове, не вяжутся с дальнейшими "Странно:почему мы, так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, -нет, а за то, что сталось с ними после." Наконец все встает на свои места, было бы разумно полагать, что центральный персонаж чувствует себя виноватым в том, что произошло с Лидией Михайловной. С одной стороны, это на самом деле так. С другой же, всегда виноваты обе стороны, автор не навязывает своего мнения по поводу этой ситуации, а дает право читателю принять решение для себя.

Произведение написано Валентином Распутиным достаточно простым языком, понятным для каждого, его сюжет несложен для восприятия. В тексте редко встречаются объемные, сложные предложения, используется малое количество средств языковой выразительности, но они здесь и не требуются. Потому что от повести веет простотой быта, теплом, от этого и читать ее становится легче. И еще один момент- почему главного героя ни разу не назвали по имени? Его попросту не упомянули на протяжении всего произведения.Также хочется обратить внимание на актуальность и проблему данного произведения, так как в наше время встречается мало книг со схожей тематикой. Но не стану углубляться, скажу только, что при прочтении книги каждый задумается о чем-то своем, вынесет из нее соответствующие для себя выводы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.