Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ рассказа Владимира Владимировича Набокова «Гроза» (*Общие критические статьи)

Непостижимы тайны природы. Как рождается ветер? Как появляется молния? Ещё в древности людей интересовали данные вопросы. Известный русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог Владимир Владимирович Набоков в 1930-ом году написал свой рассказ «Гроза». В нем автор в образной, сказочной форме описал одну из многочисленных гроз, которые случались в его жизни.

В самом названии «Гроза» есть что-то такое, что заставляет содрогаться. Да, в городах, где есть громоотводы, гроза почти не страшна, но каждый, кто хоть раз застал грозу в деревне или селе, знает о её всесокрушающей мощи. Я думаю, Набоков тоже прочувствовал это на себе, ведь не случайно он показывает нам грозу в образе пророка Ильи, высшего существа с небес.

Повествование идёт от лица автора, поэтому все чувства, им переданные: восхищение, страх, почтение — максимально точны, автор сам верит в то, что видит. Чтобы достоверно показать все события этого утра, Владимир Набоков прибегает к полной линейной композиции. На мой взгляд ему это вполне удалось, линия событий не делает никаких ответвлений, что помогает читателю не сбиться с нити повествования и прочувствовать всю гамму чувств, которые хотел передать автор. В произведении Набоков ставит проблему бессилия человека перед небесными стихиями, и на этом же основывается основной конфликт произведения. Это конфликт небесных сил с земными. Он отражён в эпизодах грозы и последующего крушения колесницы пророка. Помимо композиционных элементов, Набоков создаёт систему образов, через которые отражает своё отношение к происходящему. С самого начала произведения мы можем увидеть образ ветра, который становится предвестником грозы. Автор называет его «слепым», но после прозревшим. Ветер слаб по сравнению с грозой, но тоже играет немаловажную роль в данном произведении. Он вводит читателя в основную линию событий, эпизод с ветром является завязкой произведения. Дальше следует образ пророка Ильи. Он своей почти божественной силой олицетворяет мощь грозы, её небесное происхождение. Сначала пророк предстаёт перед нами как «громовержец, седой исполин». Он силен повелевать стихиями, насылать грозы властью, данной Богом. Однако в следующем за этим эпизоде крушения небесной колесницы Набоков уже называет его «растерянным пророком», который не знает, как исправить сложившуюся ситуацию, направить колесницу на прежний курс. Упав с неба, великий пророк предстаёт в образе сутулого тощего старика, всё ещё грозного, но слабого. В этих эпизодах автор отразил конфликт небесных сил с земными через слабость Ильи на земле и его мощь в небесах. Помимо образов «небесных», Владимир Набоков вводит и образы «земные». Тишина после неожиданного порыва ветра перед грозой показана по аналогии с эпизодом, где пела нищая. Автор сопоставляет нищую с ветром как существом, а её пение с порывами ветра. Следующим «земным» образом становится образ любимой девушки или женщины Набокова. Он засыпает с мыслями о ней, к ней он бежит рассказать о воздушном крушении, её он любит и, возможно, боготворит. Через образ любимой автор показывает своё отношение к жизни, к сущему. И через все описанные ранее эпизоды ясно прослеживается образ автора-рассказчика. Взаимодействуя с различными героями, он весьма точно может показать все мысли, образы, аналогии, которые возникли у него в течение разных периодов времени. Он восхищён и трепещет перед грозой, что показано в эпизоде начала грозы и в эпизоде встречи с Ильёй. Он не боится ветра, называет его слепым. Набокову нравится пение нищей, он проводит аналогию с тишиной после порыва ветра. Автор бежит через весь город к любимой, чтобы она первая узнала из его уст об этом необычайном событии. Конечно, Владимир Владимирович умело использовал различные изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры, чтобы создать все эти образы. К примеру, он применил эллипсис для отражения резкости, силы колесницы. «…гигантских коней своих: - вороная масть, гривы - фиолетовый пожар» и различные изобразительно-выразительные средства: метафоры: «закрыв лицо рукавами», «колесница пророка», эпитеты: «рубашки, распятые на светлых верёвках», «искалеченная скрипка», множество олицетворений: «набухала душная мгла» , «разрыдается искалеченная скрипка», «громады поднимались», сравнения: «летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц», «как человек, глядела вверх» и другие. Но не только через композиционные фигуры и образы выражает автор своё отношение к месту действия и действующим лицам. Пейзаж, который предстаёт перед нами в начале произведения, живописен: цветущая липа, ночное небо, благоухание. Вслед за этим мы видим описание того дома и двора, где проводит своё время автор. Этот пейзаж уже не так приятен, но важен, чтобы через хлопанье окон, людей, которые проходят мимо этого дома или живут в нем создать особую атмосферу перед грозой.

Невозможно остаться равнодушным к этому рассказу. Владимир Владимирович Набоков сумел затронуть нужные струны души читателя, заставить его задуматься о могуществе природы и о тайнах происхождения природных явлений. Это сейчас любой школьник может рассказать, как появляется гроза, а тогда, в далёком уже 1930-ом году для многих это оставалось тайной. Поэтому олицетворение грозы через пророка Илью было очень удачным. Это немного напомнило мне произведение Владимира Маяковского «Облако в штанах». Там также говорится о небесных силах, но уже в другом формате, с другими конфликтами и с другой проблематикой. На меня этот рассказ произвёл глубокое впечатление, мне захотелось прочитать ещё больше произведений этого замечательного автора.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.