Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Анализ эпизода «Признание Родиона Раскольникова» (Достоевский Ф. М.)


Одним из шедевров русской классики, безусловно, является роман Михаила Фёдоровича Достоевского «Преступление и наказание». Это философско-психологическое произведение, главная тема которого — раскрытие нравственного наказания и мучений преступника после совершения им преступления. Роман полон эпизодов, вызывающих яркие эмоции, негодование, сочувствие, желание дискутировать, а также дающих пищу для размышлений. Сцена, которая запомнилась мне более остальных, — это признание Родиона Раскольника, главного героя произведения, в совершении убийства Соне Мармеладовой.

Глава начинается с прихода Раскольника в квартиру Сони, но произошедшим событиям предшествуют множество других, так или иначе сказавшихся на эмоциональном состоянии героев.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Юной героине пришлось перенести множество тяжёлых испытаний судьбы, в одиночку прокармливать всю семью, когда ей наконец встретился главный герой романа, оказавший ей помощь после смерти отца и защищавший её честь и достоинство от ложных обвинений в воровстве. Она искренне, всем сердцем любит Родиона. Именно поэтому Соня относится к юноше, как к своему спасителю, ожидает его в начале эпизода и спешит поблагодарить: «Что бы со мной без вас-то было!», но в то же время, из-за недавней ссоры мачехи с хозяйкой квартиры и помешательстве первой, девушка испытывает сильную тревогу и волнение. Раскольников, в свою очередь, ведет себя крайне нервно и раздраженно, что вызвано давно таящимися в его душе ужасом и страданием после совершенного им преступления и разочаровании в самом себе. Мания преследования и расследование убийства привели к пику эмоционального напряжения героя, стремлению найти облегчение в разговоре с Соней, такой же грешнице, по его мнению, как и он.

Раскольников с нервным, натужным смехом рассказывает девушке суть своей теории о «тварях дрожащих» и «властьимущих», интересуясь ее мнением и оказывая на нее психологическое давление. Соня относится к герою и его идеям с непониманием, испугом, срываясь на плач. Она не приемлет для себя подобных рассуждений и твердо уверена: решать кому жить, а кому нет — исключительно божий промысел. Столкнувшись с Сониной реакцией, Раскольников почувствовал мимолетную долю сомнений в правильности своих суждений. Готовясь признаться девушке в убийстве, он до последнего испытывал сомнения, настоящий ужас, впадая в дрожь, состояние бреда и еще больше пугая Соню, вызывая у нее сострадание.

Оттягивая роковой момент, Родион затеял с Мармеладовой опасную игру в догадки. Обстановка в комнате постепенно нагнеталась всё больше, напоминая юноше минуты перед его злодеянием. Мысль, осенившая Соню, вызвала у неё ужасный вопль и довела её на мгновение до животного страха, но девушка быстро пришла в себя: «…последним, отчаянным взглядом она хотела высмотреть и уловить хоть какую-нибудь последнюю себе надежду. Но надежды не было; сомнения не оставалось никакого; все было так!». Ожидая встретить вполне предсказуемое отвращение и ненависть по отношению к себе, Родион был ошарашен неожиданным приступом страстного и мучительного сочувствия Сони, слепо влюбленной в него и готовой идти за ним на край света. Герой до последнего не догадывался насколько он важен для девушки и любим ею, хотя сам не испытывал к ней такой взаимности.

После услышанного героиня пребывала в полном недоумении, отчаянно искала оправдания и объяснимые причины случившегося, не веря, что ее добродетель, человек, спасший её, так высоко стоявший в её глазах, мог пойти на столь ужасный грех. Наблюдая за мучениями Сонечки, Раскольников мысленно метался из угла в угол. Ему была необходима поддержка, человек, который бы не оставил его, но в то же время он винил себя за обречение девушки на страдания из-за собственной слабости, мучился от неприязни к себе: «… ну за что ты меня обнимаешь? За то, что я сам не вынес и на другого пришел свалить… И можешь ты любить такого подлеца?». Родиона убивало сознание того, что такая набожная, чистая душа, как у Сони, никогда не поймет и не разделит столь пугающих и опасных мыслей и теорий, которые уживались у него в голове, а будет лишь страдать и молиться за него остаток своей жизни.

И всё же по просьбе Мармеладовой, он с грустью и болью во взгляде попытался поведать ей о своих истинных причинах и взглядах. Сначала он преподнес историю, лежащую для всех на поверхности, о нехватке средств для проживания и желании оправдать надежды семьи. Но, когда Сонино сердце почувствовало ложь, ему пришлось рассказать истину. Находясь в лихорадочном состоянии, мрачном восторге от собственных идей, Родион поведал о его желании выйти из ненавистной ему комнаты-конуры и осмелиться взять власть над окружающими, поменять направление течения его жизни, узнать сможет ли он стать наравне с «властьимущими», совершив убийство «бесполезной, гадкой, зловредной вши». Внутренние сомнения, призывы совести перед преступлением, он расценил не в качестве сигналов о наличии у него души, а как собственную слабость, признание того, что он и сам «точно такая же вошь, как и все», за что ненавидел себя: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!».

На этот раз реакция Сони оказалась ожидаемой. Она со слезами на глазах велела Родиону искупить его грехи, покаявшись и признавшись в содеянном, жалела его, как человека, которому придется нести на себе этот груз до конца дней и всё равно ни на секунду не сомневалась, что последует за ним и в острог, куда Раскольников, со своей стороны, не собирался ехать. Юноша не признавал своей вины и чувствовал себя лишь хуже от такого количества незаслуженной любви, обрушившегося на него.

Таким образом, в данной главе эмоции Раскольника и все его тайные мысли наконец находят выход, но главный герой не получает от этого облегчение. По итогу он становится только несчастнее. Родион сам на мгновение ставит правильность своей теории под сомнение, но всё ещё уверенно не собирается сознаваться в преступлении. Сонин мир в этой сцене меняется кардинально, она впервые видит своего возлюбленного с абсолютно другой стороны. Но девушка принимает решение не бросать его несмотря ни на что и искренне верит в его покаяние. Для читателя же становятся абсолютно прозрачными истинные мотивы преступника и самоотверженная, слепая любовь Сони. Данный роман полон эпизодов, в которых эмоции персонажей накалены до предела, но именно в этой сцене, на мой взгляд, М. Ф. Достоевский изобразил весь спектр переживаний героев наиболее мастерски.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id108596




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 09:13:43
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение