Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




1462 - 1505 Иван III (ЕГЭ по истории)

Период с 1462 по 1505 характеризуется процессом усиления роли Московского княжества в формировании централизованного государства, освобождением Руси от ордынской зависимости, созданием «Судебника 1497 г.» и правлением Ивана III.

Однако Русь тяготилась зависимым положением от Орды, поэтому Иван III прекратил выплату дани Большой Орде. Осенью 1480 года состоялась встреча Орды и войска Ивана III на реке Угре. Попытки монгольской конницы перейти реку закончились неудачей — монголы потеряли большую часть своего войска. Ахмед бежал с Угры, а его владения в Орде подверглись нападению по Волге со стороны русской рати. Таким образом, Русь освободилась от ордынского ига, стала полноценным в полном смысле независимым государством.

Историки по-разному оценивали влияние монголов на развитие Руси. Существует традиционная точка, её придерживались историки С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, для Руси иго принесло только бедствия и разруху, Русь зависела от Орды как в политическом (русские князья должны были получить разрешение на княжение от монгольских ханов-ярлыки, данническом (Русь должна была выплачивать дань Орде),так и военной (Русь поставляла воинов монголам) зависимости.

Историк Л. Н. Гумилёв считал, что зависимости от Орды на Руси не было, то есть Русь выплачивала Орде дань за охрану своих княжеств.

Иван III понимал необходимость в укреплении централизации и возвышении власти князя, поэтому ещё в 1472 году состоялась свадьба между Иваном Васильевичем и Софьей Палеолог — племянницей последнего византийского императора. Именно она привезла в Россию регалии имперской власти — скипетр, державу и герб в двуглавого орла, который позднее стал официальным признаком родства России и Византии. С приходом Византийской символики сформировалась идея «Москва — третий Рим». Согласно которой, Москва становится преемником прав на византийский престол, символом которого стал двуглавый орёл. Теория «Москва третий Рим» означает возвеличивание Москвы, как центра христианства. Это была идеология самодержавия того времени. Софья сыграла огромную роль в развитии государственности Московской Руси: именно с приходом Софьи связывают появление нового церемониала и нового дипломатического языка. Софья также привнесла пышный и роскошный церемониал, что возносил авторитет правителя как внутри страны, так и за её пределами.

Москва шла по пути централизации во всех делах. Раз страна становилась единой, то нужно убрать все препятствия в к её объединению.

Иван III был одним из тех самых сильных личностей. Процесс объединения земель, образования единого государства способствовали складыванию русской народности. Деятельность Ивана Васильевича положила конец 200-летней зависимости Руси от Золотой Орды. Сын Ивана III и Софьи Палеолог — Василий III продолжил дело своего отца. Он завершил процесс объединения северо-восточных и северо-западной Руси (Рязань, Псков), так появилось крупная и сильная держава в Европе, которая с конца XV века стала называться Россией. Сформировалась великая русская народность. При Иване III законодательно закрепилось зависимое положение крестьянства, он положил начало формированию крепостного права, которое будет существовать вплоть до второй половины XIX века.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском