Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Ритмо-мелодический и построфный анализ стихотворения «Silentium!» (Тютчев Ф. И.)

«Silentium!» написано четырехстопным ямбом с пиррихием. Стоит отметить абсолютное отсутствие висячих стоп: структура четкая и подсознательно (или сознательно) рассчитана идеально. В стихотворении прослеживается парная рифма. В неумелых руках это может застопорить слог, остановить движение, но у Тютчева каждая мысль будто находится на ступень выше предыдущей, ведет нас к определенному выводу: стоит «молчать». О постоянной динамике свидетельствует мужская рифма. Она одновременно поддерживает структуру и тягу к следующей строке, а от неё — к следующей и дальше, и дальше.

В стихотворении нет преимущества какой-либо группы согласных над другими, здесь нет так называемых «громких», «кричащих» согласных, а, если они и прослеживаются, зачастую происходит оглушение. Аллитерация создает образ таинственности, секретности, закрытости. Несмотря на «громкость» речи, мы слышим абсолютную уверенность и четкость в произношении, но это, опять же, не крик, а убежденный шепот. Ассонанс, вторя аллитерации, убеждает нас, по большей части, в ограниченном пространстве, это навязывает нам атмосферу скрытности. Несмотря на это, количество соединительных союзов говорит об обилии выражаемых мыслей, богатом содержании.

Произведение четко делится на три части (три абзаца) самим автором. Всё стихотворение состоит из определенно-личных предложений с глаголами в форме повелительного наклонения: от нас именно требуют прислушаться. Первая часть представляет собой одно целое предложение: лирический герой проговаривает всё на одном дыхании, почти не делая остановок или пауз (об этом говорит малое количество знаков препинания), будто боясь, что он может быть кем-то раскрыт, это несет огромную эмоциональную составляющую. Вторая часть состоит из пяти предложений. По большей части, это риторические вопросы, обращенные лирическим героем, скорее, к самому себе, нежели к читателю; они наполнены каким-то…отчаянием: герой надеется получить опровержение своему мировоззрению. Третья часть, как и первая, содержит одно единственное предложение, но в этот раз оно переполнено знаками препинания: лирический герой не торопится говорить, он требует полного понимания каждой фразы, каждого слова.

Как и говорилось выше, «Silentium!» состоит из восемнадцати строк и делится на три части. В первом абзаце лирический герой призывает читателя и слушателя хранить самые сокровенные мысли и чувства глубоко в душе, не выпускать их и не позволять им как-либо выражать себя. Во втором абзаце уже нет тех повелительных ноток, но герой продолжает убеждать нас: теперь он приводит причины того, почему не стоит представлять душу «на показ». В третьем абзаце, уже более рассудительно, лирический герой приводит примеры угроз для самого ценного в каждом человеке — «целый мир… таинственно-волшебных дум».

Ф. Тютчев использует различные художественные приемы на протяжении всего произведения. В первой строфе наличие метафор («душевной глубине»), инверсии и также олицетворение («встают и заходят оне»), сравнение («как звезды в ночи»). Герой испытывает некоторую эмоциональную возбужденность, он боится потерять свои «звезды» и поэтому ограничивает их безмолвием. Вторая строфа, как и говорилось выше, богата на риторические вопросы («как сердцу высказать себя?», «другому как понять тебя?», «поймет ли он, чем ты живешь?»). В них же прослеживает смысловая градация. Также присутствуют эпитеты («изреченная») и метонимия(«ключи»). Лирический герой накручивает сам себя, после каждого своего вопроса он допускает возможность того, что это произойдет, и все больше убеждает себя в отрицательном ответе на свои собственные вопросы. В третьей строфе мы наблюдаем проявление гиперболы («целый мир в душе»), эпитетов («таинственно-волшебных»), метафор и олицетворений («их оглушит наружный шум, дневные разгонят лучи»). Герой делает для себя некоторые выводы, доказывает, насколько хрупки и беззащитны эти мысли. Возможно, он еще раз осознает для себя бесценность этого мира. Теперь он точно не допустит кого-либо до его «сокровищ».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.