Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Человек и природа по рассказу Марины Вишневецкой (Читательский дневник)

Человек и природа. Одна из самых интересных на сегодняшний день тем в нашей литературе. Много сломано копий на тему негативного влияния человека и особенно его деятельности на ее состояние. Но автор, Марина Вишневецкая, выбрала иное направление. В своём рассказе она рассматривает проблему несколько с иной стороны и расставляет иные акценты. Природа и человек, насколько благотворно она влияет на его самочувствие, на его понимание и осознание, что он ее часть. Не случайно, рассказ имеет подзаголовок — опыт сада.

Сюжет прост до банальности. Женщина и девочка, Даша и Тата на три месяца оказались в саду. Он стал центром их жизни, объединив на короткое время две жизни в одну.

Непросто складываются отношения женщины, умудренной житейским и педагогическим опытом, и девочки, только начинающей понимать и познавать окружающий мир. Главным учителем для обоих стал Сад, именно вокруг него строится всё пространство рассказа.

Три месяца, три состояния сада, хотя он прекрасен в любое время. Сад, именно так, с большой буквы, в которой устремляется одна большая река и из которого она же и вытекает. В основе авторского замысла положено противопоставление. Оно чувствуется во всем: женщина и девочка, сад и весь остальной мир, утро и вечер, и, думается, главное — человек и природа. Но они–то скорее всего не противопоставлены, они, даже девочка Даша, её тонко чувствуют и понимают. Или учатся понимать. Каждый день — это открытие. Если это вечер, то они открывают для себя всю прелесть летнего заката, когда солнце не исчезает, а соскальзывает, а какое состояние может передать человеку последний солнечный лучик: от безысходного, затем отстраненного, затем отрешенного и, наконец, светлого. Когда и Даша серьёзно, почти по-взрослому чувствует грусть, А наречие «невыразимо» относит нас к лирике А. Фета и Ф. Тютчева.

А как чудно описывает автор летнюю, но не дневную, а ночную грозу. Как замечательно сравнение грома с арбузом и его падением на пол. И вновь автор обращается к состоянию стареющей женщины и девочки, которой ещё нет и четырех лет. Два случайно встретившиеся существа чувствуют близость и даже некоторое родство. И яблоки, которые, нет, они не падают, они шагают по саду, чтобы утром попасть в корзину. А как ярко автор пишет про свет, который исходит от яблок, он ощущается даже и в тусклый день. Как все это напоминает героине далекое детство, особенно утром, когда приходиться не только взрослеть, но и даже переходить в престарелость.

Сад, он живой, наполнен звуками и жизнью, которую никогда не ощутишь в Москве. Даша, маленькая девочка, но в ней удивительным образом в этот период её жизни сочетаются с детской наивностью и любовью и черты взрослой избалованной женщины. Она в одно и то же время может быть и капризной и безумно влюбленной в Тату.

И снова к контраст. Тате и Даше удается приучить стайку синиц, одна из них могла брать корм уже прямо с руки. Это победа, птицы почувствовали добрые души и доброе отношение и наградили героинь своим удивительным пением. А как быть с Дашей, которая в порыве своих чувств выдергивает мак, которым недавно восторгалась. Откуда только взялась сила? Однако медленно, но необратимо формируется человеческий характер под влиянием различных факторов, но основная роль в её воспитании принадлежит всё–таки саду. Он — центр, он был у Таты и у Даши. Но это «был» так похоже на «есть», но это дано услышать далеко не всем. Тата — одна из них. Она понимает значение детства для каждого из нас, его роль в воспитании человека. И сад в нём. Хорошо, если он был. Автор уверена, что он обязательно бывает в жизни каждого из нас, только не всегда мы об этом помним.

Три месяца пролетели быстро, оставив след в душах обеих героинь. Наградой для Таты становятся слова Даши, которые, смущаясь, передает её отец: «Папочка! Почему так получилось, что у Таты такое красивое лицо? Я хочу увидеть её голову и глаза!». Что в этих словах девочки, которая вновь вернулась в привычный круг повседневной суетной городской жизни? Это и благодарность Тате за три месяца, проведенных в Саду. Это и результат общения маленькой горожанки с Садом, природой. Девочка научилась понимать красоту природы и ценить её. И подарила надежду, что из нее вырастит человек, тонко чувствующий окружающую нас природу.

Просто, без особых нравоучений и моральных выкладок Марина Вишневецкая пишет о проблеме, которая стала актуальной, особенно в наше время. Мы спешим, мы торопимся, вечно опаздываем и все равно многое не успеваем. Главное пропускаем, не помним своего детства и совсем забыли, что у нас был свой Сад, в котором мы встречали рассветы, наблюдали, как распускается мак, приручали синичек, чтобы услышать их неповторимый нет, не свист, а звон. Как награду, и как признание, что мы дети одной Матери — Природы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.