Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Раскольников — просто неудачный Наполеон или страдалец за целое человечество? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)


Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — наверное, самый странный детектив, который мне приходилось читать. Его необычность заключается в том, что самое главное и важное происходит за рамками самого детектива: Раскольников убил старуху в самой первой части романа, и что потом? Казалось бы, ну какой интерес продолжать читать дальше, если убийца известен.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Но, прочитав это произведение, я понял, что плох тот детектив, где нужно искать преступника. И что самое странное, читать дальше всё равно невероятно интересно!

Повторюсь ещё раз, роман этот очень необычен по своей структуре. Дело в том, что убийство случилось в самом начале, а всё оставшееся время мы вместе с героями и автором отвечаем на один лишь вопрос: «Почему нельзя было убивать старуху-процентщицу?» С моей точки зрения, невозможно логично аргументировать, почему же убийство Алёны Ивановны было преступлением. Ведь Достоевский намеренно подчёркивает её ужасность во всех смыслах: «сухая, крошечная», с злыми глазами и жирными волосами, «гаденькая, чахоточная, глупая и злая», наживается на своих клиентах, занижая цену их вещей, не даёт житья своей младшей сестре Лизавете и всем окружающим, никогда сама счастья не знала и другим не позволяла. Ну всё в ней просто отвращает. Но убивать её нельзя! И нельзя не ввиду юридических тонкостей — совсем нет. Весь роман мы решаем не юридическую проблему — это очевидно — а моральную. Следуя по пути героев, мы ищем смысл во всём происходящем, мы ищем Бога в романе. А он безусловно присутствует среди героев и влияет на них коренным образом.

Что ж, к этому вопросу я обязательно вернусь, а сейчас проанализируем действия Родиона Раскольникова. Он решается на убийство, если взять в общем, по двум главным причинам: бедственное материальное и социальное положение и его теория, которую, как и любую другую теорию, можно доказать, лишь испытав на практике. Согласно его теории, люди делятся на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первый тип — это обычное «биологическое сырье», нужное для создания себе подобных, а второй — это люди, которые могут переступить через свои принципы, могут пролить кровь, «дабы осчастливить человечество», и цель «право имеющих» — свобода и власть. Родион Романович сам для себя решил, что он относится ко второй категории людей, и преступление — это по сути обычная проверка, «удостоверение личности», если можно так сказать.

Сейчас я опять уйду немного в сторону от содержания романа и углублюсь в рассуждения, потому что здесь для меня очень важно донести свою мысль, на мой взгляд, довольно интересную. Для Достоевского в этом романе очень важно слово «переступить». Тех, кто смогли переступить, немного, всего два, и они очень тянутся друг к другу. Это Родион и Соня. Они оба пошли на «переступление». Но в них есть одна большая разница, и это отличие в их «переступлениях» — решающее, даже, я бы сказал, кардинальное. Соня Мармеладова переступила через себя, через свои нравственные убеждения ради спасения своей семьи. Но не думайте, что всё так просто. Не всем, кто пошёл на панель, прощается, и неважно по какой причине. Она совершила нравственное преступление, грех и теперь раскаивается. А вот с Раскольниковым совсем другая история. Он тоже переступил, но не через себя, а через другого. Он по меньшей мере трижды убийца: убил старуху, Лизавету и, учитывая, что последняя была беременна, то и её ребенка. Также по его вине с горя умирает мать. И в романе тот, кто переступает через другого, рано или поздно гибнет. Раскольников в ужасе осознаёт, что он «не старуху убил, а себя!» Родион раздавлен не только внутренне, но и физически. Он периодически впадает в беспамятство, теряет сознание, не может сосредоточится на одной мысли, становится крайне раздражительным и агрессивным — происходит отчуждение от людей. Как бы грубо это ни звучало, но он превращается в дикое животное. Всё это является наказанием за то, что он переступил через других, посмел вмешаться в судьбы людей, это расплата за вмешательство в «промысел Божий». С Соней дела обстоят иначе. Она, повторюсь ещё раз, переступила через себя. Но она не обернулась в зверя, как раз-таки наоборот, она познала что-то особенное, она нашла смысл, а значит и нашла Бога в жизни. Видите ли, по Достоевскому, самоуничтожение — это начало возрождения. Нужно сначала сломать внутри себя все прежние идеалы, переступить через них, а уже после познать истину. А истина в мире Достоевского находится на дне бездны. Соня достигла дна бездны, когда отправилась торговать своим телом, несмотря на свою набожность и религиозность, и после этого к ней пришло озарение. Неспроста каторжане полюбили Соню Мармеладову, а Раскольникова не приняли. Родион не сломал свои принципы, он переступил через другого и поэтому бездны не достиг. Он лишь убедился в ужасе и антигуманности своей теории. И он обречён мучиться до тех пор, пока в нём не произойдёт самоуничтожение, подобно Соне.

Таким образом, Фёдор Михайлович ставит своих героев на путь истины через систему христианских ценностей. Ведь если обратиться к Библии, то Иисус Христос тоже пришёл к разбойникам и блудницам. Выходит, что, с точки зрения Достоевского, путь к счастью лежит через страдания. Ужасная мысль, с которой я категорически не согласен. Надеюсь, что и вы тоже.

Вот теперь, после долгих рассуждений, я наконец могу вернуться к вопросу этой работы: «Кто такой Родион Раскольников — страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?». Принято считать, что у Родиона в романе есть два двойника — Лужин и Свидригайлов. Но мне кажется, что есть и третий, не совсем двойник, но тоже близкий по духу Раскольникову человек. Но к нему вернёмся позже. Говоря о Свидригайлове, я осознаю, что он на самом то деле при всей своей аморальности глубоко нравственный человек. Да, он много говорил о растлении малолетних и каялся в этом. Но он по факту не убил никого, в отличие от Родиона. Он отпустил свою жену, помог Дуне и детям Мармеладовым, то есть не переступил. Важно помнить, что он единственный, за исключением Сони, знал секрет Раскольникова, но никому не рассказал, потому что для него это нравственное преступление. И Порфирий Петрович знал о том, что Аркадий Свидригайлов в курсе дела. Поэтому Порфирий говорил Родиону: «У меня на вас есть одна махонька чёрточка. Так что я вас посажу-с, посажу-с непременно!». Вот только эта «махонька чёрточка» вскоре повесилась. А Порфирий Петрович и есть тот третий «не совсем двойник», о котором я писал ранее. Вы не задавались вопросом, почему он раскусил Родиона, хотя никаких улик по сути не имел? Всё дело в том, что он имел те же идеи, что и Раскольников, но не дошёл до дна. Эту мысль подтверждают его же собственные слова: «Я поконченный человек». Поэтому Порфирий Петрович уже не может спастись.

Закончив рассуждения, которые, я надеюсь, вам были интересны, я отвечаю на вопрос этого сочинения. Родион Раскольников – безусловно страдалец за угнетённую часть человечества. Он возомнил себя Наполеоном, «право имеющим», но ему не удалось…

Р. Девликамов



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id103221




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 08:37:32
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение