Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Некоторые неписанные законы твёрже всех писаных» (ЕГЭ обществознание)

Сказал: «Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных». Чтобы понять, о чем говорит автор, нужно объяснить термины и обороты, которые он употребляет. С писаными законами все понятно — это нормы права, отличительной особенностью которых является как раз формальная определенность. Но что же такое неписаные законы. Разберем какие в принципе бывают социальные нормы (установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми): обычаи и традиции, мораль, религиозные нормы, мода и т. д. Религиозные нормы прописаны в священных книгах, то, что является модным определяют журналы, и обычаи и традиции являются по сути своей необязательными, тогда становится понятно, что автор говорит именно о моральных нормах (форме общественного сознания, состоящей из системы ценностей и норм регулирующих поведение с позиции добра и зла).

Тогда идея автора становится понятна: мораль порой исполняются лучше правовых норм.

Для начала давайте рассмотрим механизм социального контроля, элементами которого являются нормы и санкции. Санкции бывают формальными (являются последствиями как раз таки нарушения правовых норм) и неформальные (похвала, аплодисменты, порицание, байкот и т. д.), позитивные и негативные. Также важнейшей формой контроля является самоконтроль, про который индивид сам регулирует свое поведение, согласовывая с общепринятыми нормами. Так как внутренний контроль основан на чувствах вины и стыда, то следовательно он основан на поятниях добра и зла, т. е. именно на моральных нормах. Это неудивительно, ведь детям в процессе социализации (приобщения к социокультурным нормам и ценностям) прививают именно моральные нормы, а не правовые. Вспомнить например стихотворения В. Маяковского: "что такое хорошо и что такое плохо".

Также законы зависят от режима, идеологии, власти и т. д., поэтому они не всегда могут соответствовать справедливости, потребностям и привычкам общества, гуманизму. Как, например, законы гитлеровской Германии о превосходсте арийской нации.

Ещё бывают ситуации, когда благо принесенное противоправным поступком намного больше зла, тогда этот поступок будет соответствовать морали, а люди склонны будут согласовывать действия именно с моральными нормами. Так, Гегель сказал: «Если св. Криспин крал кожу, для того чтобы шить из неё обувь бедным, то его поступок морален, но вместе с тем неправомерен».

Таким образом, Сенека оказался прав в своем высказывании, и я с ним соглашусь.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.