Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


«Общество придёт в упадок, как только зло прекратит свое существование» (ЕГЭ обществознание)


В самом знаменитом произведении Бернарда де Мандевиля «Басня о пчёлах» содержится следующая фраза, являющаяся достаточно резонансной: «Общество придёт в упадок, как только зло прекратит свое существование». С экономической точки зрения данная фраза предельна ясна. Но что эта фраза может означать с точки зрения социологии? Что обычно в обществе понимается как зло? В обыденном понимании злом в обществе является девиантное, то есть отклоняющееся от норм, поведение. Но является ли оно сугубо негативным явлением? Давайте попробуем разобраться.

Для начала рассмотрим, какие негативные аспекты включает в себя девиантное поведение? Прежде всего, отклоняющееся от норм поведение ведёт к социальным конфликтам с теми, кто этих норм придерживается. Это способно привнести хаос в общество, поколебать социальную структуру и негативно сказаться на действии функционирующих социальных институтов.

Так, например, существование гугенотов во Франции приводило к возникновению социального напряжения с католиками, так как они нуждались в открытом исповедовании своей религии, что было недопустимо для католического государства.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Социальные конфликты, возникающие в обществе, вели к жертвам с обоих сторон, а также приводили к нападению на такой французский институт как католическая вера, фактически, мешая ему исправно работать.

Также, отрицательной стороной девиации является её воспроизводимость, то есть индивид, однажды попав в деликвенную субкультуру проходит внутри неё социализацию, то есть усваивает те нормы и ценности, которые по отношению к доминирующей культуре являются чуждыми, неправильными, ложными. Подобный социализировавшийся индивид действует исходя из привитых ему норм и ценностей, поэтому он действует вполне осознанно, когда нарушает те или иные нормы.

Например, в царской России девиантной культурой было старообрядчество, поэтому дети, воспитанные старообрядцами, также становились девиантами. Несмотря на то что реформы патриарха Никона были проведены в 1654 году, в начале XX века мы до сих пор слышим имена Морозовых, Гучковых, Рябушинских и некоторых других как многопоколенных старообрядцев.

Ещё одним способом распространения девиантного поведения является стигматизация. Индивид, однажды совершивший проступок, вынужден носить метку «преступника» всю оставшуюся жизнь. Эта метка не только сказывается на социальном отношении к нему, но и значительно сокращает его возможности, что приводит к отсутствию возможности влиться в общество заново и ему приходится вновь и вновь включаться в девиантные субкультуры, в которых его не ограничивают, а, наоборот, предоставляют те возможности, которые он потерял в обществе.

Так, например, хорошим примером необходимости индивида вновь и вновь включаться в девиантную культуру является «гаражная» культура. Одним из примеров «гаражной» культуры является московский «Шанхай», расположенный не далеко от МГУ. Ключевой особенностью данных мест является теневая экономика, порой настолько развитая, что может включать в себя собственную внутреннюю валюту. Человек, вовлечённый в неё раз, уже не может найти себе другое место работы, так как, фактически, он не имеет опыта (он не виден для государства) и постоянного заработка. Также, люди в этих местах получают оплату труда в виде обменных купюр, не имеющих значимости за пределами «гаражей», то есть их экономические возможности ограничиваются производством товаров на этой территории. Подобные люди вынуждены продолжать существовать внутри данных структур независимо от своего желания.

С другой стороны, девиация не всегда означает нечто негативное, она несёт также и ряд положительных черт. Роберт Кинг Мертон, рассматривающий социализацию индивида, говорит о том, что индивид усваивает не просто ценности, но ценности инструментальные и терминальные по отдельности, поэтому встречаются различные случаи восприятия навязываемых обществом моделей поведения, кроме конформизма, то есть полного усвоения как первого, так и второго вида ценностей. К слову, надо уточнить, что ценности инструментальные – это средства достижения целей, в то время как терминальные – это как раз ценности-цели, то есть сами жизненные ценности. Девиация не обязательно приводит к бегству (отрицанию обоих видов ценностей) как типу социальной адаптации индивида. Кроме вышеперечисленных крайних видов адаптации существуют ещё инновация (признание только терминальных), ритуализм (признание только инструментальных) и мятеж (создание новых ценностей). Таким образом, индивид в состоянии девиации не обязательно будет совершать противоправные поступки, но может уйти от общества (бегство) или попытаться внести в него собственное видение целей и способов их достижения, что в итоге часто ведёт к развитию общества (мятеж).

Например, Европа в период 16 века пережила раскол католической церкви на лютеранство, англиканство и кальвинизм (и другие, более мелкие течения). Мятежниками, то есть индивидами, творящими новые ценности, выступали Мартин Лютер, Генрих VIII и Жан Кальвин. При этом неверно будет говорить только о религиозных войнах и распрях, которые были связаны с борьбой за «истинную» веру, так как, кроме этого благодаря протестантизму (прежде всего, кальвинизму) в Европе стало возможно развитие капитализма западного типа с присущим ему трудолюбием и педантичностью, что способствовало развитию рациональности всех сфер общественной жизни. Также, это привело к развитию экономик тех стран, в которых было развито это религиозное течение. Таким образом, «зло» в данном случае не только создаёт почву для социального конфликта, но и способствует общественному прогрессу.

Более того, следует обратить внимание на сами причины девиации в обществе, так как обратив на них внимание, девиация предстанет не социальным отклонением, а одной из характеристик общества, так как порождается и стимулируется самим обществом. Одной из таких причин девиантного поведения выступают социальные роли. Общество устроено так, что порой требования разных социальных групп, в которые мы входим противоречат друг другу (межролевое напряжение). Индивид не способен одновременно выполнять их, а потому обречён выступать в роли человека, нарушающего нормы той или иной группы, в которую он входит, постоянно.

Например, в проведении «Бронзовая птица» А. Рыбакова Миша, вожатый отряда, сталкивается с проблемой на собрании пионеров, так как с одной стороны, он должен поддержать традицию не обсуждать вожатого (то есть его самого на данный момент), но с другой стороны, он обязан показать своё равное положение с подчинёнными ему пионерами, а потому, должен быть подвергнут критике, как равный среди равных. Таким образом, он сталкивается с проблемой противостояния норм вожатого и норм пионерства как требований различных социальных групп.

Также, противоречия могут возникать внутри одной социальной роли (ролевое напряжение). Так как роли представляют из себя совокупность многих паттернов поведения, они часто не согласуются друг с другом, что приводит к невозможности следовать одной модели поведения, не нарушив другую.

Ещё одним способом возникновения девиации выступает маргинальность, то есть состояние личности на стыке разных социальных групп и не принимающая ценности ни одной из этих групп полностью. Такие индивиды далеко не всегда являются деликвенными элементами в обществе, объяснение чему мы опять можем найти в концепции Р. Мертона, о которой уже было упомянуто.

Таким образом, девиантное поведение становится постоянной чертой общества, которую неправильно рассматривать с негативной стороны, ведь девиация в таком случае является просто характеристикой общества как структуры.

Обобщив всё вышесказанное, можно утверждать спорность отнесения девиантного поведения к негативным социальным явлениям. Девиантное поведение возникает как отклонение от ценностей и норм доминирующей культуры. Подобные отклонения имеют много причин, но надо осознавать, что все они — естественные и возникают из-за существования самой социальной структуры, включающей в себя социальные роли, социальные конфликты, маргинальность и различные виды социальной адаптации. Некоторые виды отклоняющегося поведения относятся к социально неудовлетворительным, так как способны пошатнуть социальный порядок, стабильность или посягнуть на сам общественный строй, однако неверно понимать девиацию только как антиобщественное поведение, на понимание чего и было направлено данное эссе.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id101415




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2021 «Критическая Литература»

Обновлено: 11:24:57
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение