Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Любой политический акт или действие политика должны опираться на справедливость» (ЕГЭ обществознание)

Изречение посвящено поиску «фундамента» политических действий с позиций политологии. Автор утверждает, что любой политический актор, осуществляя свою деятельность, должен руководствоваться исключительно этическими понятиями, в частности понятием справедливости.

Затронутая автором проблема является до сих пор значимой для политиков, стремящихся сделать свою власть не только более легитимной, но и полезной для общества. Более того, данное понятие важно и для научной теории, пытающейся выяснить, какие именно принципы должны лежать в основе государства.

Я считаю, что этика имеет достаточно посредственное отношение к политике, о чём нам не раз сообщала история различных государств. Несмотря на то, что некоторые политические режимы характеризуются этическими понятиями, я не смею утверждать их долговечность, то есть устойчивость.

Также, следует обратиться к проблематике понятия справедливости, так как она имеет ряд совершенно различных форм.

С одной стороны, этика имеет место в политике. Аргументом к данному положению служит политическая философия Аристотеля. Великий мыслитель строит свою иерархию форм правления исходя из этического критерия, выделяя политию, таким образом, наилучшей формой правления. Именно в рамках политики, по его мнению, осуществляется ключевая цель государства, то есть создание общего блага. Примером государства, строящего свою политику вокруг создания общественных благ, в современном мире является Швеция, являющаяся социальным государством.

Также, в качестве аргумента подходит теория справедливого общества Платона. В ней он определяет понятие справедливого общества, как «то, в котором каждый человек в полной мере реализует данные ему от природы способности». Я думаю, что похожий принцип заложен в современную теорию либертарианства, главной целью которого ставится задача расширения списка возможностей современного человека. Таким образом, теория Платона тоже использует этический термин, как предопределяющий политику государства.

Более того, если этику рассматривать в рамках христианской политической философии, то мы обнаружим много форм правления, стремящихся удовлетворить данный в заглавии тезис, то есть стать легитимными не со стороны народа, а со стороны церкви в лице Папы Римского. Подобные политические устройства обосновывались по-разному Блаженным Августином (раннее Средневековье), Фомой Аквинским (высокое Средневековье), Франсиско де Витории (эпоха Реформации). Стоит отметить, что подавляющее большинство государств Европы в период Средневековья являются, с этой точки зрения, основанными на этических позициях. Итак, христианство не только допускает, но и обязывает государей исходить из этических (христианских!) критериев в рамках политики.

С другой стороны, аргументы в пользу этики в политике достаточно несостоятельные, так как они не отразились на реальной истории напрямую. Это говорит о том, что историческая достоверность на стороне не признающих этику в политической сфере ученых. Так, учение Томаса Гоббса сообщает нам о «Левиафане»- могущественном государстве, целью которого является обеспечение его населения безопасностью. Ограничения в виде этики на государство Гоббс не накладывает. Подобным государством являлась, например, Священная Римская Империя. Она вписывается в концепцию Гоббса, так как была создана ради безопасности и устойчивость внутри страны. Также, в интегрированном состоянии, она смогла противостоять внешним врагам в виде скандинавов с Севера и славян с Востока.

Ещё одно понимание этической стороны политики характерно для Макиавелли. В рамках его философии он отводит значительную роль этике, однако совсем не той, о которой мы имеет представление. Римская этика, о которой говорит Николо Макиавелли, кардинально отличается от христианской тем, что допускает несправедливые, вероломные, злые поступки в рамках политического процесса. Обоснованием подобной «доктрины» является стремление создать сильное государство независимо от способов его создания, а также объединение государства централизованной властью. Нужно ли говорить насколько полезной в своем роде стала эта книга для политических лидеров? Воззрения великого философа поддерживали Бенито Муссолини, Иосиф Сталин и другие яркие личности, сумевшие повлиять на ход истории.

Однако, есть третья точка зрения, утверждающая невозможность рассуждения об этике в политике. Обоснованием этого выступает различное толкование слова «этика» не только современными авторами, но и авторами более ранних веков. Опять же, обращаясь к нашему тексту, мы проследили три понимания этики в различные времена: как создание общего блага, как обеспечение человека возможностью полностью реализовывать все способности, данные природой и как нравственное учение христиан. Исходя из вышесказанного, я утверждаю невозможность оценить точное значение выдвинутого тезиса. Я верю, что это всё же удастся сделать в дальнейшем при большей детализации.

Таким образом, место этики в политике до сих пор точно не определено. Это сподвигает нас глубже исследовать данное утверждение. Тогда, возможно, в будущем мы дальше продвинемся в этом вопросе, что позволит применить эти знания на практике.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.