Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Тема выбора в произведениях второй половины ХХ века (ЕГЭ по литературе)

«Правильного выбора в реальности не существует — есть только сделанный выбор и его последствия» (Эльчин Сафарли)

Многие русские прозаики и поэты раскрывали в своих произведениях тему выбора. Каждый говорил о ней по-своему: у кого-то тема выбора была связана с семьей, у кого-то с любовью, а у кого-то слово выбор непременно ассоциировалось с внутренним миром человека, его моральными установками и его взглядами на мир. Вторая половина ХХ века внесла некоторые коррективы в понимание выбора. После Великой Отечественной Войны писатели представляли проблему выбора неразрывно связанной с действиями человека в условиях жестокости, царящей во времена боевых действий.

Так, писатель Василий Быков в повести «Обелиск» говорит о выборе как взрослых, так и детей. В условиях захвата города фашистами главные герои, несколько совсем юных мальчишек и их наставник Мороз, хотят помочь.

Мальчишки хотят помочь родине, а Мороз желает спасти мальчишек. Ребята в своем рвении навредить фашистам попадаются. Перед ними стоял выбор — подпилить мост, по которому поедут фашисты или не делать этого. Конечно, их выбор нельзя назвать осознанным, ведь они — дети. Но их решение, как и любое другое, влечет за собой последствия. Мороз узнает о том, что дети в заложниках. Немцы потребовали выдать и учителя, иначе повесят мальчишек. Конечно, Мороз понимал, что ребят уже не отпустят, а его самого тоже убьют, но он не мог оставить мальчишек одних в беде, и он сделал свой нравственный выбор — сдался. Всех их повели вешать, но и сейчас у Мороза был выбор — сделать хоть что-то или покориться судьбе. И он сделал, он крикнул, чтобы отвлечь полицаев, а одному из ребят, Павлику, сказал бежать. Полицаи выстрелили в ребенка, ударили и скинули в канаву. Остальных повесили. Этот выбор учителя спас жизнь хотя бы одного ребенка. Павлик выжил, хоть и был слабым до конца жизни. Но важно не то, что его покалечили, гораздо важнее, что Мороз сохранил ему жизнь, его выбор не оказался хорошим или плохим, правильным или неправильным, но он повлек за собой последствия — спасение человеческой жизни.

Проблема выбора имеет огромное значение и в романе Бориса Васильева «В списках не значился». Главный герой, Николай Плужников, отдал жизнь защите Брестской крепости. Были убиты русские солдаты, все близкие Николая давно погибли, остался лишь он. Он мог сдаться, а мог продолжать бороться. И он воевал до последнего: «Он был жив и по-прежнему ощущал себя хозяином притихшей под снегом Брестской крепости». Этот выбор сыграл огромную роль: он показал немецким солдатам, как силен русский человек. В развязке произведения, 12 апреля, немца находят Плужникова. Он болен, слеп, но он не хочет покидать свое убежище. И лишь когда переводчик говорит, что немцы разбиты под Москвой, солдат выходит к врагам. Его поступок сочли подвигом даже немцы, поднесшие руки к фуражкам, когда Николай шел мимо них. Его выбор бороться до последнего оказал влияние на ход войны.

Можно сделать вывод, что вся жизнь человека состоит из выборов, и каждый влечет за собой последствие. Нет верного и неверного выбора, но всегда есть тот, который станет последним. Это и стремились показать прозаики второй половины ХХ века в своих произведениях. Они изобразили героев, чей выбор повлек за собой определенные последствия, но спас жизни людей.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.