Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Особенности сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина по рассказам «Дикий помещик» и «Повесть...» (ЕГЭ по литературе)


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — писатель девятнадцатого века, который оказал значимое влияние на развитие русской сатиры. Он, обращаясь к такому жанру, как сказка, с помощью различных художественных методов заставляет читателя задуматься не только о таком человеческом явлении, как обывательщина, но и о проблемах, возникающих из-за крепостного права: паразитизм помещиков и тех, кто наделен властью, и привычка к рабству у крестьян.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Именно данное направление в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина рассмотрим на примере сказок «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Так, генералы и помещик предстают беспомощными, не способными позаботиться о себе. По сюжету — гипотезе первые попадают на необитаемый остров, но так как всю жизнь они прослужили в «какой-то канцелярии», не обременяясь ни обучением, ни работой, то обеспечить себя пропитанием оказываются не способными: они не представляют, как сорвать яблоко, не могут выловить рыбу из озера, изобилующего ей, служащие даже не представляют, что зайцы и птицы бегают и прыгают перед тем, как попасть на стол. Автор, используя гиперболу и гротеск, доводит до абсурда повествование, показывая, как от отчаяния они теряют человечность и готовы съесть друг друга, сдирая медали, которые на столько вросли в их тела, что от них остается кровяной след. С исчезновением мужиков начинает дичать и главный герой другой сказки: обрадовавшись, исчезновению крестьян, которых «развелось слишком много», по его мнению, он по привычке несколько раз зовет своего слугу, чтобы умыться, но, не получая ответа и вспоминая о том, что он пропал, оставляет своё намерение, а со временем запускает себя так, что обретает звериный вид: обрастая шерстью, находит, что на четвереньках передвигаться «намного удобнее», «заводит дружбу с медведем», поселившимся в заросшем саду. Благодаря приему зоологизации мы видим, на сколько падает помещик без крестьян.

Представители высших кругов привыкли к тому, что за них всё делают крестьяне, и, более того,не только считают уход за ними их долгом, но и не ценят его. Как помещик не осознает важности труда народа (данный вывод можно сделать из деспотичного отношения к ним в завязке произведения, когда он накладывает на них непосильные штрафы за каждую мелочь, а всё, что попадает на его территорию сразу присваивается, и даже случайно зашедшая курица попадает в его суп), так и генералы принимают старания мужика как данность, возмущаясь, что он, «лежебок», «от работы отлынивает». Пренебрежение служащих мы видим и после того, как крестьянин, смастерив лодку, отвозит их домой, а они за все труды дают ему «пятак и рюмку водки» со словами: «Веселись, мужичина».

Но неоднозначно отношение М. Е. Салтыкова-Щедрина и к народу. С одной стороны, автор восхищается его трудолюбием: это качество мы встречаем и у крестьян сказки «Дикий помещик», которое проявляется, например, в полном обеспечении рынка продуктами, опустевшего после их исчезновения, находчивостью и смекалкой, которыми обладает мужик «Повести…»: он и огонь умеет развести, и из собственных волос сделать ловушку для дичи, «пригоршне суп сварить», а, с другой, не понимает, как он свои же достоинства растрачивает на неблагодарных генералов и помещика. Более того, крестьянин не противостоит потребительскому отношению к себе, что видно из добровольного подчинения: мужик набирает служащим лучших яблок, себе оставляя «самое маленькое и кислое», делает верёвку, которой они его же и привязывают, чтобы не убежал.

Описывая события обоих произведений автор использует не только фантастическое, с помощью которого доводит ситуацию до абсурда, но и такие предметы времени, как, например, названия газет, улицы (Подъяческая), что помогает писателю, совместив данные художественные методы, показать, насколько ужасны пороки реальности.

Таким образом, в сатирических сказках М. Е. Салтыков-Щедрин, используя гиперболу, гротеск, фантастику, зоологизацию, показывает смирение с собственным рабским положением крестьян, наделенных смекалкой и силой, и беспомощность паразитирующих высших кругов.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id99152




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2021 «Критическая Литература»

Обновлено: 10:14:43
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение