Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


«Водяное общество» в романе «Герой нашего времени» (Лермонтов М. Ю.)


В главном герое романа воплощены основные пороки современного писателю общества. Но наряду с этим собирательным образом в романе присутствует целое общество, на примере которого автор также выставляет дурные наклонности современников.

В самом начале главы «Княжна Мери» Печорин даёт описание окружающим его на новом месте людям. Это так называемое «водяное общество», потому что все они непременно собираются по утрам у целебных источников.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Первыми Григорий Александрович «встретил несколько печальных групп, медленно подымающихся в гору». Степные помещики носят «истёртые, старомодные сюртуки», в то время как женщины и девушки из тех же семей одеты в «изысканные наряды». Жёны и дочери помещиков желают выглядеть как можно лучше, возвысить своё положение знанием моды и дорогими вещами, в то время как мужчинам ничего не остаётся, как смириться с этим и от неимения средств донашивать старые вещи. Печорин тотчас замечает, что здесь мало достойных внимания молодых людей. «Нежное любопытство», которым его наградили поначалу дамы, показывает, что они явно скучают по мужскому вниманию. Однако законы вод таковы, что армейские эполеты являются «печатью отчуждения» для их обладателя — такая партия здесь не в чести. Оно и понятно: девушкам нужны чувства, рыцарские поступки, а военные в большинстве своём малообразованны и грубы.

Жёны местных властей лишены подобных предрассудков. За много лет, прожитых здесь, женщины «привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум». Их романам нет числа, они постоянно заводят новые знакомства, в чём главный герой видит секрет их «неутомимой любезности». Статус человека для них не имеет значения, они частенько смотрят в лорнеты, не желая упустить кого-нибудь из вида и показывая, что они настоящие «хозяйки вод».

Упоминается Печориным и «особенный класс людей между чающими движения воды». Это штатские и военные, проводящие жизнь в пьянстве и играх. Они не любят волочиться за дамами и жалуются на провинциальную жизнь. Вход в аристократические дома для них закрыт, но они мечтают туда попасть. Тяга к красивой жизни сделал их франтами: они любят «принимать академические позы». Тщеславные щёголи специально носят светло-голубые галстуки или выпускают брыжи из-за воротника, желая дать знать окружающим, какое высокое положение они занимают.

Помимо вышеназванных лиц, мы видим «грустных» и «бледных» раненых офицеров, дам, гуляющие под виноградными аллеями пары и любителей видов, рассматривающих горы в телескоп.

В таком обществе о положении человека можно смело судить по его внешнему виду. Детали одежды и различные аксессуары служат не только для выставления своего высокого статуса, они способны многое сказать о людях. Например, в Раевиче без труда можно узнать заядлого игрока: «это видно тотчас по золотой огромной цепи, которая извивается по его голубому жилету». Удачливые люди непременно вызывают зависть. В обществе все находятся в постоянном соревновании: кто кого перещеголяет, превзойдёт в остроте шуток, в богатстве и знатности.

Грушницкий отмечает, что пьющие утром воду — вялы, как все больные, а пьющие вино повечеру — несносны, как все здоровые». Молодых людей интересуют женские общества, но дамы, проживающие здесь, незавидны: «играют в вист, одеваются дурно и ужасно говорят по-французски». В свете человек судится по внешности, по умению держать себя, по наличию качеств, которые по сложившимся правилам изобличают благородных людей. Черты светского человека — умение показать себя, держаться в центре внимания, занимать публику разговором. В провинции ценятся из столицы и крупных городов. Одно это обстоятельство сразу задаёт немалый статус человека в такой далёкой глуши. Княжна Мери обладает всеми качествами, присущими светской львице. Именно поэтому мужчины посматривают на неё с любованием, а дамы — с завистью.

Слухи в обществе решают всё. Удержаться в свете — вот главная цель любого человека, входящего в высший круг. Стоит только вспомнить о докторе Вернере: «его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих больных, — больные взбеленились, почти все ему отказали».

В обществе все желают показать себя с лучшей стороны. У представителей высших сословий есть общее уязвимое место – самолюбие. Любая мелочь способна вывести их из себя, если она так или иначе задевает это чувство. Так, княжна пришла в ярость, увидев, что внимание публики переключилось с неё на офицера; в её словах он вмиг стал дерзким самовлюблённым наглецом. Грушницкий полностью поглощён своей самолюбивой натурой, драгунский капитан замыслил недоброе после того, как Печорин сорвал его план опозорить на людях княжну. Петербургский франт, который легко овладел сердцем самой завидной красавицы на водах – как он может избежать врагов? Чем человек успешнее, тем больше на него найдётся клеветников и недоброжелателей. Зависть проснулась в тех, кто признавал обворожительность Мери, и из этого выросла целая шайка. Какое оружие они избрали? Подпорченная репутация и лживые сплетни. Это самое точное, самое злое, самое безжалостное наказание их всех, которые только применимы в свете.

Особенно остро постоянное противостояние внутри общества показывается во время бала в зале ресторации. Появление княжны Мери моментально вызвало недоброжелательные взгляды – дам уколол тот факт, что московская кокетка одевается со вкусом, лучше них. «Те, которые почитают себя здешними аристократками, утаив зависть, примкнулись к ней». Очевидность невыгодного положения не оставила дамам выбора: открытая борьба сделала бы их посмешищем публики, и они признали поражение, поспешив скрыть его следы. Лицемерие — вот ещё одна основополагающая черта человека в приличном обществе. Всё здесь подчинено определённым правилам, которые ни в коем случае нельзя нарушать; в противном случае это вызовет возмущение окружающих. Человека может «убить» неловко брошенная фраза, неуместный жест. Люди строят козни друг другу в ответ на обиды. Мери не извинилась перед дамой, которую случайно толкнула, да ещё поглядела на незнакомку в лорнет — здесь явно читается высокомерность избалованной барышни. Но расплата не заставила ждать княжну: при предложении пьяного господина станцевать с ним мазурку девушка была готова «упасть в обморок от страху и негодования».

Для тех, кто слишком сильно отличается от остальной части общества и забирает на себя слишком много внимания, существует неписанное правило: выскочек надо проучить. Это происходит с Мери на балу, такая же участь постигает и Печорина. В выделяющихся людях, явно превосходящих всех по каким-либо ценным для общества качествам, сразу видят все плохие стороны, какие только можно придумать: трусость, неоправданную гордость, тщеславность, чрезмерное высокомерие — как будто списывали с самих себя! Самолюбием и надменностью грешит всё общество, но открывают эти качества в тех, кто посмел блеснуть другими: красотой, франтовством, умением обольщать и выставлять себя в лучшем свете, острить и удерживать внимание.

Любое прямое оскорбление доброго имени воспринимается как угроза чести и требует немедленного разрешения кровью. Пострадавший не может не назначить обидчику дуэли, последний не в силах отказаться. Иначе первого почтут трусом, второго — лжецом и трусом одновременно. Не защитить свою честь — значит уронить достоинство и авторитет, отказаться от вызова – потерять репутацию навсегда. Общество, которое порицает дуэли, на деле не оставляет выбора.

Внутренний мир Печорина позволяет детально изучить характеры, мысли и чувства целого общества. Одновременно с этим, в произведении изображён и сам свет, и герои — Григорий Александрович, Грушницкий, Мери — являются представителями этого целого. Пороки, олицетворяемые людьми, в персонажах принимают лишь конкретную форму. Все они похожи между собой: высокомерны, самовлюблённы, горделивы, любят быть в центре внимания, осознавать своё превосходство, красоваться перед другими. Общество представляется отдельно стоящей силой. Законы света таковы, что он старается выкинуть из себя тех, кто явно в нём выделяется. Люди готовы сплотиться против одного, потом за спиной оставшихся строить заговор против другого… Бесконечное соперничество и козни против друг друга, выражающиеся прежде всего в клевете, зависть и алчность, расчетливость и лицемерие — вот что царит внутри этой напряжённой беспощадной системы, где каждый должен быть на стороже и в любой миг должен быть готов защищать свою репутацию. Ведь потерять её — значит потерять всё.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id96989




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 21:19:07
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение