Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения Ш. Бодлера «Экзотический аромат» (Литература XX века)

Читая строки стихотворения Ш. Бодлера "Экзотический аромат", мы невольно отправляемся в экзотическое путешествие, вслед за автором мы различаем морские манящие просторы, остров, кишащий зеленью, необычных дикарей- сильных, могучих, единых с природой. А с чего началось наше путешествие? С запаха. Экзотический запах увлёк Бодлера и погрузил в свой необычный мир. Порой запахи очень ярко отражают определённые события нашей жизни, и навсегда становятся живыми ассоциациями к различным моментам человеческой «внутренней» истории.

В «Цветах зла» Бодлера особенно пристальное внимание уделено запахам и образам, которые они создают.

Существует даже особая теория, согласно которой запах, цвет и звук создают особый комплекс ощущений при взаимодействии друг с другом.

В стихотворении «Экзотический аромат» лирический герой описывает образы и «видения», которые возникают у него после вдыхания благоуханий, исходящих от груди женщины- «Вдыхаю аромат твоих нагих грудей, я вижу пред собой…». Запах осуществляет функцию проводника в мир воспоминаний и ярких образов, запечатлённых памятью.

Образы, которые рисует лирический герой в данном стихотворении- «прибрежия морей», «ленивый остров», мужчин и женщин-дикарей, порт, борющийся с волнами.

Море является сквозной темой всего стихотворения. Во-первых, потому что путешествия на дальние расстояния в те времена возможны были лишь морским путём, а во-вторых, само слово «экзотика» имеет явную ассоциацию с морем. Данный образ Бодлер нарисовал в светлых, искристых тонах («залитых яркостью однообразной света»). Также море, океан здесь выступают как активная, изменчивая часть природы –«мачт, и парусов,

еще измученных борьбою с океаном».

Остров мы представляем одиноким, почти забытым, в этом огромном морском пространстве. И носит он интересный эпитет «ленивый». Отчего же он такой? Можно предположить, что Бодлер сравнивал бурную промышленную, капиталистическую жизнь Европы и этого небольшого, утопающего в зелени и спокойствии, острова.

Образы мужчин и женщин очерчены кратко, лаконично, мы их представляем сильными, уверенными в себе, живущими по законам природы и традиций. По описанию телосложения и глаз («мужчин, с могучими и стройными телами, и женщин, чьи глаза беспечностью полны»), наше воображение дорисовывает данных героев. Они статичны, но мы понимаем, что это не первое поколение, жившее на этом острове. Предки данных мужчин и женщин, скорее всего, веками проживали такую же жизнь, как эти люди- в единении с природой и традициями.

Звуки, которые мы слышим вслед за Бодлером- плеск океана у песчаного берега острова, борьба волн с портом и судами в нём, «напевы матросов».

Но, конечно, основной темой стихотворения является этот необычный «экзотический» аромат, который так подействовал на лирического героя, вызвал столько воспоминаний и размышлений.

Герой, находясь наедине с любимой женщиной, ощущает особую связь с ней всеми фибрами души. Аромат, исходящий от женщины, контрастирует с духотой лета («душный вечер лета»). Данный запах не описывается как сладкий и манящий, он, наоборот, «острый». Именно поэтому он экзотический (Толковый словарь Ушакова: экзотический- действующий на восприятие своей странностью, принадлежащий к непривычной, чуждой культуре). Итак, лирический герой погружается в особую негу, состояние расслабления, ощущая рядом с собой живой, яркий аромат женского тела.

Эпитеты стихотворения броско «подмечают» яркости, чтобы помочь воображению читателя в доработке образов: «яркостью однообразной», «ленивый остров», «деревья странные» и т.п.. Метафоры помогают нам окунуться в особый мир лирического героя, навеянный необычным ароматом: «глаза беспечностью полны» (мы понимаем отсутствие особых забот женщин острова- им нет надобности заниматься мелочам одежды или разговорами типа- «как она плохо выглядит/ какой замечательный шпиц»- их дела-роли жены и матери), «измученных борьбою с океаном» (здесь же мы рисуем эпизод яростных «сражений» кораблей с языками бушующих волн). С помощью анафоры автор подчеркивает движение своих мыслей и на долю секунды напоминает нам о том, что это лишь навеянное ароматом воображение («Я вижу…»).

Писатель И. Гарин в своей статье «ПрОклятые поэты» причисляет Бодлера к данной категории художников слова: «…расширить круг французских «прОклятых» включив в него, прежде всего, Шарля Бодлера, того «самобичующегося», без которого не было бы самого описываемого феномена, или, по крайней мере, он имел бы совсем иной вид…» И действительно, как много бодлеровских образов и сюжетов мы находим у «проклятых», в том числе, и у Жюля Лафорга.

Первый раздел «Цветов зла» Ш. Бодлера называется «Сплин и идеал». Открывая первый попавшийся сайт со стихотворениями Лафорга, натыкаемся на три стихотворения, в которых явно прослеживается та же тема- «Романс о дурной погоде» (перевод В. Шора), «Грустно, грустно» (Перевод Елены Ваевской), «Размышления в серых тонах» (Перевод Э. Линецкой).

В первом указанном стихотворении Лафорга возникает тема несоответствия мечты и реальности: «Плывите же, мечты, отсель… а сам я заперт, как в остроге». Природа, словно зеркало отражает настроение героя: «Повсюду слякоть, лужи, в ветрах еще дыханье стужи…И солнце мне внушает страх…». Нереализованные мечты терзают автора, он не принят в обществе, его удел- отчуждённость («Я людям чужд: мечтатель, лгун им смешон»). Тем самым мы убеждаемся в низости этого общества. Люди не хотят поверить в собственные силы, не хотят принимать тех, которые чем-то отличаются от других («здесь мечтать — попасть впросак»).

В стихотворении Лафорга «Грустно, грустно» мы слышим мотивы исповеди человека, разочаровавшегося в жизни, который видит всё происходящее с ним в серых, болезненных тонах- «Как грустно жить… И жизнь так медленно течет!». Философские размышления лирического героя о невозможности познания мира перекликаются с дождём и завываниями ветра. Итог стихотворения- вечное одиночество и грусть- единственный выход для продолжения жизни- «А здесь тем временем все то ж из года в год. Как одиноки мы! Как грустно жить на свете!»

Найдём параллели с данным произведением у Бодлера. В его стихотворении «SEMPER EADEM» (*Всегда та же (лат.)) снова находим мотив скорби, тоски и уныния: «Откуда скорбь твоя…». Жизнь для лирического героя- бездна зла, а конец жизни- «долгий сон во мгле ресниц тенистых».

И наконец стихотворение Ж. Лафорга «Размышления в серых тонах». Снова серый, давящий, но в то же время ничего не значащий цвет. Снова плохая погода, морось дождя, снова одиночество героя («Один как перст, сижу на голом островке…»). Мы видим явный диссонанс в переживаниях персонажа. Постоянно подчеркивается его отчуждённость от мира: «И ни души кругом. Сижу осиротело…». Природа плачет вместе с героем, переходя в океан потоками, волнами- «Несутся волны вскачь, гривасты и косматы…». В заключении герой подводит итог своим философским исканиям о том, что у времени и пространства нет предела- «…нет времени предела…пространству нет конца… вовеки нет конца…».

В стихотворении Бодлера «Время» находим один из мотивов стихотворения Лафорга- о бесконечности времени- «…с Временем тягаться бесполезно; Оно - играющий без промаха игрок…». В стихотворении же «Алхимия скорби» обращаем внимание на настроение лирического героя- он также, как и у Лафорга, подавлен, расстроен- «Мидас алхимик был несчастный -его еще несчастней я…». Ещё один значительный символ Бодлера находим в «Размышлениях в серых тонах»- дождливая погода, соответствующая настроению стихотворения; «Туманы и дожди» Бодлера: «Окутав саваном туманов и могилой…», «хрипящие под ветром флюгера…», «Царица бледная, бесцветный сумрак твой!».

Рассмотрев только несколько стихотворения Ж. Лафорга мы нашли очень много мотивов, тем, отсылок, использованных у Бодлера. Это необычайная, всепоглощающая тоска, хандра, отчуждение от мира; пейзажи, тоже наполненные грустью, дождём, слезами; бесконечность, непознаваемость времени и пространства и др. Таким образом, я соглашусь с мнением писателя Игоря Гарина, который считает, что предшественником «ПрОклятых поэтов» был Ш. Бодлер. Бодлер схож с ними не только творческой, но и жизненной судьбой. И закончу я словами из статьи И. Гарина : «Объединяет «прОклятых» именно терзание, внутренний трепет, глубина вИдения — не школа, а темперамент. Ибо первейшее качество «проклятья» — персональность, неповторимость, особость...».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.