Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения Б. Ахмадулиной «Стихотворения чудный театр». (Литература XX века)

Тема творчества является одной из центральных в поэзии Б. А. Ахмадулиной, сквозь ее призму преломляются все мотивы и образы. В поэтической работе "Стихотворения чудный театр" автор обращается к вопросу об иррациональной и зачастую мучительной сущности творческого процесса. Для Беллы Ахмадулиной создание художественного произведения приравнивается к театрализованному действу, в котором поэт - это и актер, и инструмент, и кукла-марионетка, управляемая непостижимой божественной силой. Многие выражения Беллы Ахмадулиной в данной работе можно интерпретировать с нескольких сторон, некоторые обороты оказываются противоречивы.

Красной нитью через все стихотворение проходит фраза "стихотворения чудный театр", которая повторяется четырежды и замыкает работу в своеобразное кольцо: ею начинается представление, она же знаменует его конец.

Композиция стихотворения в целом напоминает сам творческий процесс. Сначала поэт сопротивляется ("Я ни при чем", "Я лишь простак", "Я не хочу!"), затем смиряется с неизбежностью ("Нам ли решать, что сегодня сыграем?"), наступает кульминация хода творения и муки; как итог приходит расслабление после окончания действа. Аналогично в ходе стихотворения нарастает величие и сила божественного начала: "чуждых божеств несравненный талант", "дирижер", "влюбленный тиран" и наконец "гений небес".

В стихотворении соединяются все виды искусств, поэтические гармонии переплетаются со строками музыки. Так как театр - именно тот вид искусства, который представляет собой синтез литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и архитектуры, неудивительно, что поэтесса выстраивает целостный образ интегрированных искусств. Идея синтеза искусств появилась в Серебряном веке еще до периода творчества Беллы Ахмадулиной и нашла свое развитие в работах Андрея Белого (например, "Кубок метелей"), Вячеслава Иванова, Александра Блока.

Белла Ахмадулина в данной поэтической работе использует два местоимения "я" и "мы", подчеркивая одновременно и индивидуальность, глубокую личную важность мучительного процесса творчества, и близость этой проблемы поэтам всего мира.

С первой же строки, со слова "чудный" читатель понимает, что перед ним открывается невероятное, необъяснимое, божественное явление. Вторая строка "нежься и кутайся в бархат дремотный", очевидно, обращена к зрителю-читателю, который позволяет себе удобно расположиться в бархате театральных кресел и наслаждаться представлением, в комфорте и тепле внимать результату трудов поэта. В первой строфе попытка отречься от божественного дара ("Я ни при чем") еще спокойна и не так резка, как во второй строфе. Эпитет "несравненный" явно абсолютизирует безграничную волю божественной сущности, которая к тому же "чужда" - далека и непознаваема для человеческой воли и сознания.

В строке "я лишь простак, что извне приглашен" Белла Ахмадулина утверждает одновременно и полную безликость, обыкновенность поэта, и его исключительность как избранника Бога. Во второй строфе усиливаются и становятся криком отчаяния слова "Я не хочу!"; затем углубляется мотив непостижимости и отдаленности божественной воли "стороннего действа". Бесспорно, сочетание "меж звездами где-то" указывает на святость, божественное происхождение этой небесной силы. "Грозная палочка" напоминает властный и не допускающий возражений указующий скипетр.

Однако сопротивляющийся поэт наконец смиряется со своей участью: "Нам ли решать, что сегодня сыграем?". Так как Бог "глух к наставлениям и недосягаем", человеку не суждено ни понять божественного замысла, ни отказаться от дара, ни повлиять на него. Легкий оксюморон можно заметить в сочетании "влюбленный тиран": любовь Бога мучительна. Построенный на единстве любви и жестокости образ затем расширяется и дополняется в четвертой строфе в словах "любви его лютой". Четвертая строфа по аналогии с третьей начинается риторическими вопросами. С нескольких сторон можно рассматривать глагол "диктует": во-первых, это означает передачу идей, слов, а, во-вторых, беспрекословный приказ. Необычна идея "навеса" - физического, материального предмета, который может изолировать поэта от силы творца. "Безграмотной лютней" называется сам поэт, походящий на безвольный инструмент. "Безграмотный" и "безукоризненный" становятся контекстными антонимами: "безграмотный" определяет неидеальное, ошибающееся существо, а "безукоризненный" - идеальный дух, которому неизвестны ошибки. Еще более усиливает мотив полной покорности, безволия, практически рабства слово "помыкает".

Пятая строфа представляет собой кульминационную точку мучительного процесса творчества. Образ божественной сущности абсолютизирован и одновременно размыт, так как для него не находится названия; все пространство в разуме поэта занимает страдание от невыраженных идей. Обращение к символу сжатых губ и заткнутых труб говорит о невозможности высказать все накопившиеся мысли, а "раздирание" - насильственность и жестокость процесса творческого самовыражения. Тяжесть работы поэта и мучение подчеркивается аллитерацией - повторяются грубые звуки "т", "д", "р", б". В последней строке вновь объединяются музыкальное искусство и литература.

Итог стихотворению и всему процессу создания художественного произведения подводит последняя строфа. "Кончено!", "Вольно!" звучат как вздохи облегчения, долгожданное расслабление после болезненного и невыносимого творения. При этом возглас "Вольно!" может принадлежать и божественной сущности, по-солдатски отпускающей поэта на волю. Следующая яркая фраза "Лампы огня не таят" обладает множеством возможных трактовок: погасли огни на сцене, представление окончено; погасли лампы в келье творца; погас внутренний огонь души, разрывающее желание творить; погасло опаляющее мучение, наступило успокоение. На противопоставлении понятий создана и фраза "божественное иго", дающая образное определение процессу творчества, так как "божественное" несет в себе чистоту, свет, духовность, а "иго" - безжалостное, неумолимое порабощение. Однако всю "жизнь и смерть", все, чем обладает человек в мире, поэтесса готова отдать искусству и творчеству.

Можно сказать, что поэтическая работа Беллы Ахмадулиной "Стихотворения чудный театр" помогает раскрыть важные проблемы тяжести процесса творения, иррациональной сущности искусства, божественного происхождения таланта.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.