Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему проблема любви и долга в романе решилась именно так, а не иначе? «Мы» (Замятин Е)

Роман «Мы» под авторством Е. И. Замятина был написан в 1920-х годах, достаточно неоднозначном времени для России. Страна стояла на пороге совершенно нового времени: коренной перелом происходил одновременно в сознании, душе и теле человека. Это всё в совокупность заставляло размышлять об идеалах «человека-будущего», о среде, в которой ему будет суждено жить. Деятели культуры активно обсуждали новые идеалы, которые должны быть заложены в основе нового государства.

Именно таким идеалом и стало Единое Государство. Прекрасное место, где всё подчиняется законам и цифрам. Где труды Герцена меркнут на фоне расписания поездов. Каждый человек знает своё место и доволен им, потому что видит свой вклад в общество.

Мир — огромный механизм, который работает только из-за полной отдачи своей составляющей. Ничто не может остановиться эту огромную и равнодушную машину.

Главный герой, инженер Д-503, также считает себя лишь частью системы. Для него существует лишь одна простая философия - «я – от лихого, мы от Бога». Герой не видит проблем в своём окружении. Миром правят прагматики, причём именно такие, каких видел сам Замятин на трибунах в 20-ом веке. Во главе государства новые Ленины и Троцкие, которые дают даже не людям, а нумерам всего лишь два часа свободного времени. И в таких условиях любовь, испытываемая Д-503, смогла остановить равнодушную машину.

Именно любовь к I-330 — женщине с икс-образным лицом – побуждает героя изменится. Это наиболее заметно в его записях — от конспектирования дня они переходят к чувственным заметкам, где уже большую роль играет не событие, а отношение к нему. Весь этот перелом в персонаже зреет постепенно. Здесь стоит отметить такие тонкие и незначительные, но лишь на первый взгляд, детали. Одна из них — это руки главного персонажа. «Терпеть не могу, когда смотрят на мои руки: все в волосах, лохматые — какой-то нелепый атавизм» — эта деталь показывает человечность в персонаже, что ничто не смогло отнять у него его «дикости». Он презирает эту деталь, единившую его с обителями за Зеленой Стеной, но его руки всё равно остаются частью его. Именно I-330 примиряет его с самим собой: «Твоя рука… Ведь ты не знаешь — и немногие это знают, что женщинам отсюда, из города, случалось любить тех. И в тебе, наверное, есть несколько капель солнечной, лесной крови…». Но это принятие порождает ещё большое разжигать сомнения внутри Д-503. И поначалу ему так сложно «принять новую правду», что он перечеркивает в своём разуме лицо возлюбленной.

В этих отношениях сразу же ощущается некое неравенство. При первом же отказе Д-503 нарушать правила, I-330 тут же вызывает к себе другого нумера. Её легкость громко говорит об одном — я вам нужна больше, чем вы мне. Такого жуткого неравенства в настоящей любви быть не может. Но Д-503 словно не ощущает, что добровольно лишает себя той небольшой свободой, что к него была: «Не было розового талона, не было счета, не было Единого Государства, не было меня. Были только нежно-острые, стиснутые зубы, были широко распахнутые мне золотые глаза — и через них я медленно входил внутрь, всё глубже». Герой теряет ту немногую свободу, что была у него ранее: «Я был сейчас такой мембраной. Вот теперь щелкнула кнопка у ворота — на груди — еще ниже... Мембрана вся еще дрожала. Молот бил там — внутри у меня — в накаленные докрасна прутья. Я отчетливо слышал каждый удар. Вдруг она это тоже слышит?».

Неприятно становиться даже от самого имени I-330: буквенная часть из латинского алфавита противопоставлен кириллице Д-503, а «33» явно указывает на возраст Христа. Всё это наделяет героиню какой-то мощью, поэтому изначально читателю кажется, что она создана, чтобы совершить переворот не только в сознании героя, но и всего человечества в целом. Только вот падение Зеленной Стены не даёт людям свободы, она погружает их разум в хаос и безумие.

Финал именно таков, потому что Замятин считает, что есть нечто страшнее, чем полностью автоматический и пресный мир Единого Государства. Да, он скучен и шаблонен, но он всё ещё утопично идеален. В разы страшнее, когда миром управляют точно такие же люди, как I-330. Она лживая, не любящая, властная особа, которая не видит ничего человечного. Она должна была стать новой Мессией человечества, раз ей была способности вести за собой. Но именно её «дикость» превращает на некоторое время мир в хаос и разлагает общество. Она и её последователи способны разрушать, но ничего взамен создавать не способны. То, что она вне системы, не делают её выше. Именно она, а не государство вырывает душу Д-503, потому что она никогда не видела в нём что-то, кроме ресурса достижения цели. Любовь в данном произведении не носит возвышенный характер, она больше похожа на слепое вожделение. Поэтому Д-503 не может сказать женщине, что любит её (Я не позволю! Я хочу, чтоб никто, кроме меня. Я убью всякого, кто… Потому что я вас — я вас). Его сердце, пробужденное после многолетнего равнодушия, ощущает, что «любви» между ними не существует. Это больше похоже на товарообмен. Более извращенная версия розовых билетов. Д-503 не способен быть свободным. Он либо в плену цифры, либо неоправданной страсти, окрашенной розовыми оттенками.

Таким образом, Замятин в своё произведение показал читателям, что любовь — это ещё одно ограничение свободы, которую и так слишком мало в идеальном мире будущего. Автор считает, что человеку намного легче быть подчиненным кому-то, чем быть вольным, поэтому люди и соглашаются на ужасные неравные отношения, которые возникли у I-330 и Д-503. Оставить этих героев вместе было бы ещё более жестоким и неправильным решением, чем позволить жить блеклой тенью свободы за Зелёной Стеной.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.