Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Григорий Печорин — «герой времени» или «скучающий чудак»? (ЕГЭ по литературе)

В психологическом романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов описывает несколько эпизодов из жизни Григория Печорина — молодого аристократа, который, на первый взгляд, от скуки решается на неоднозначные поступки, которые вызывают осуждение не только у других героев произведения, но и у читателей. Когда роман был опубликован в 1840 году, читательская публика посчитала Печорина отрицательным героем, а сам роман «ожесточающим нравы и характер», «вызывающим презрение к человечеству». Сам М. Ю. Лермонтов написал в предисловии к изданию романа, что Печорин — «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения». Но в предисловии к журналу Печорина автор называет его именно «героем времени». Критик В.Г. Белинский, обращаясь к читателям, осуждавшим Печорина, сказал, что в них «пороки больше, чернее и позорнее», а главный герой романа не нравится им из-за «смелой свободы, желчной откровенности».

Так каков на самом деле Григорий Печорин?

Может ли Григорий Печорин называться «героем», когда окружающие считают его эгоистом, а все его поступки и решения — жестокими? Из монологов Печорина следует, что нынешнее его поведение, его отношение к дружбе, любви, к каким-либо проявлениям чувств, его характер — все это возникло, сложилось в его душе ещё в детстве. О становлении своей личности Печорин говорит так: «Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». Вся желчь, цинизм его речей и мыслей — это не озлобленность на счастье других людей, это отчаяние, «холодное, бессильное, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой». Сама душа Григория Печорина не бесплодна, она — не «каменистая почва», а, по словам В. Г. Белинского, — «засохшая земля». Печорин по-своему тянется к людям, даже оказывается благороднее и честнее многих других героев романа. Так, например, даже после того как Грушницкий стрелял в него, стоящего на краю пропасти, Печорин готов сохранить ему жизнь, подавить в себе чувство оскорбленного самолюбия. Печорин не оказывается трусом ни перед дуэлью с Грушницким, ни на балу, когда компания драгунского офицера напускает на Мери пьяного господина — в этом эпизоде Григорий проявляет благородство, недоступное мужчинам «водяного общества». А в «Фаталисте» опасного пари, которое заключил с Вуличем Печорин, можно было избежать, но никто из присутствовавших офицеров не решился заплатить. В романе Григорий Печорин не оказывается хуже всех, подлее и ниже — наоборот, часто он проявляет благородство, поступает достойно, или хотя бы имеет смелость «сам себя презирать», когда остальные герои оказываются мельче натуры Печорина.

Молодой аристократ, Григорий Печорин — ярко одарён, он волевой, активный, деятельный, но его сила не приложена во благо. Незаурядная личность в низком, недостойном обществе обречена на непонимание и одиночество, а попытки стать частью этого круга для идейного человека губительны, равны самоуничтожению. Герой, живущий в период «безвременья», происходящий из поколения, которое утратило идеалы и цели, хочет найти достойное применение своим способностям, но цели у него не оказывается. Поэтому душа героя оказывается раздвоена — сам он выражается о себе так: «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Критик В. Г. Белинский же из проявлений «разделенной» личности делает вывод о «противоречии между глубокостью натуры и мелкостью действия». Неприменение себя, своих талантов, однако, не заставляет героя скучать — поэтому его так же нельзя назвать «скучающим чудаком». В его душе вовсе не «скука», а отчаяние и разочарование, которые куда глубже «скуки», они равны трагедии, а скучает напоказ скорее Грушницкий. Поэтому Печорин является если не отражением, то точно героем своего времени, истинным его порождением.

Яркая личность Печорина, его неоднозначный характер не позволяют читателям сойтись в единой оценке героя. Но портрет Григория Печорина по ходу романа неизбежно превращается в портрет времени, целого поколения. Портрет одновременно прекрасный, ведь в душе Григория скрыты невероятные силы и способности, и ужасный — ведь то, к чему привел его жизненный путь и ход истории, те чувства, которые наполняют его душу — всё это вызывает непонимание и насмешку окружающих.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.