Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Система образов комедии «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)

«Горе от ума» — пьеса Грибоедова о нравах дворянского общества. Все лица комедии — главные, второстепенные, внесценические — изображение всей многогранной Москвы. Рассмотрим роль персонажей каждого плана в пьесе.

Например, герои первого плана — Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов – непосредственно участвуют как в сюжетообразующем любовном конфликте пьесы, так и в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий приезжает к своей возлюбленной Софье, чтобы сделать ей предложение, однако она предпочитает ему Молчалина — «мужа-мальчика, мужа-слугу». Чацкий не может понять выбора девушки: его соперник лицемерен и глуп. В раздражении он обличает пороки «фамусовского» общества и встречается с непониманием окружающих.

Софья оказывается обманута Молчалиным — он любил её «по должности», а Чацкий, видя нравственное обнищание общественности, уезжает из Москвы. На фоне любовного треугольника Грибоедов показывает грустную правду: в обществе «века минувшего» нет места чести и морали, в нем господствуют чинопочитание и глупость.

Тогда как второстепенные персонажи – Тугоуховские, Хрюмины, Горичи — являются воплощением общественных пороков. Одни из гостей бала у Фамусова — Хрюмины. Внучка, приехавшая со своей бабушкой, уже отчаялась найти себе жениха — она срывает злость на молодых девушках. Чацкий, видя в ней типичную для того времени любовь ко всему иностранному, критикует её, называя «модисткой». Хрюмина, как и все посетители бала, распространяет слух о сумасшествии Чацкого, что становится одной из причин его побега из Москвы. С помощью второстепенных персонажей Грибоедов изображает абсурдность устоев «века минувшего» и показывает, что сила, управляющая «фамусовским» обществом — сплетни.

Так же и внесценические персонажи отражают все стороны московского общества. Например, представительница «века минувшего» — Татьяна Юрьевна, к которой Молчалин советует Чацкому обратиться за «покровительством» — глупая и богатая сплетница. Но есть и прогрессивные люди, как, например, двоюродный брат Скалозуба:

Чин следовал ему; он службу вдруг оставил,

В деревне книги стал читать.

Людей «века нынешнего», образованных и честных, показывает Грибоедов, немного. Внесценические персонажи подчеркивают многочисленность лагеря «века минувшего», они также дают понять, что в обществе господствует поверхностность, условная мораль.

Таким образом, в комедии Грибоедова присутствуют персонажи трех планов. Главные герои объединены любовным конфликтом, который становится катализатором идейного. Второстепенные и внесценические персонажи представляют из себя колкую сатиру на общественные нравы дворянского общества. В статье «Мильон терзаний» Гончаров писал: «В группе двадцати лиц отразилась… вся прежняя Москва». Действительно, система образов в пьесе Грибоедова призвана показать все разносторонне дворянское общество — как крепостников «века минувшего», так и прогрессивных людей «века нынешнего».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.