Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Полный анализ поэмы «Реквием» (Ахматова Анна)


«Реквием» - поэма, посвящённая не только годам террора, но и трагедии самой поэтессы и её сына, который приговорён к смертной казне. Кроме того, Анна Ахматова не единственная страдающая женщина, поэтому её поэма обладает масштабностью трагедий всех жертв сталинских репрессий. Всё, что происходит в поэме основано на реальных событиях. Поэтесса берёт за основу действий собственные стояния в тюремных очередях, где «стояла я триста часов». И именно с некого диалога появилась идея поэмы. Все эти переживания за сына женщина изобразила на бумаге, тем самым создав некий дневник. А. А. Ахматова назвала поэму не просто так «Реквием». Сам по себе реквием обозначает просьбу о покое. Поэтесса посвятила эту поэму всем погибшим и страдающим во времена жестоких сталинских репрессий.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

В «Посвящении» Анна Ахматова постоянно использует местоимение «мы», подчёркивая общую боль и беду («Мы не знаем, мы повсюду те же, слышим лишь ключей постылый скрежет да шаги тяжелые солдат»). Поэтесса указывает на масштабность репрессий и мук от них, изображает одиночество всех мучеников. Лирическая героиня, она же сама Ахматова ждёт приговора, ей не сдержать слёз. («Приговор… И сразу слезы хлынут, ото всех уже отделена, словно с болью жизнь из сердца вынут, словно грубо навзничь опрокинут, но идет… Шатается… Одна…»).

Во «Вступлении» А. А. Ахматова использует гротескный образ «безвинной Руси», которая корчится под «кровавыми сапогами и под шинами черных марусь». Так же в первых строках «Вступления» появляется образ «страшного мира» («Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском качался возле тюрем своих Ленинград»).

В первом стихотворении поэтесса обращается к историческим образам («стрелецкие женки»). Лирическая героиня сравнивает себя с жёнами стрельцов, тем самым увеличивая пространство поэмы. Основная тема данного стихотворения – плач по сыну. Ахматова не только оплакивает сына, но и упоминает о всей драме «безвинной Руси» («Буду я, как стрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть»). Роль исторических образов не только в том, чтобы увеличить масштаб трагедии, но и в том, чтоб соединить прошлое с настоящим.

На протяжении нескольких стихотворений (2-6) героиня пытается взглянуть на себя со стороны; она на грани сумасшествия, отчаяния. Во втором стихотворении Ахматова упоминает жёлтый цвет («жёлтый месяц»), который обозначает сумасшествие. Кроме жёлтого месяца поэтесса вносит образ тихого Дона. Спокойствие второго стихотворения соединяется с образом реки и создаётся ещё большее впечатление безумия. Все эти образы («Жёлтый месяц», «тихий Дон») доказывают, что лирическая героиня готова к смерти. В пятом стихотворении А. А. Ахматова не просто мучается и переживает, а кричит от боли, отчаяния («Семнадцать месяцев кричу, зову тебя домой, кидалась в ноги палачу, ты сын и ужас мой»). Крик тоже неким образом изображает готовность к худшему, к смерти. Героине настолько тяжело, что она ничего не разбирает, у него всё перемешалось («Все перепуталось навек, и мне не разобрать»). Женщина не знает сколько ей придётся ждать казни сына («Теперь, кто зверь, кто человек, и долго ль казни ждать»), ожидание тоже усугубляет ситуацию. В шестом стихотворении «летят недели», героиня всё также находится в смятении («Что случилось, не пойму»). Для Ахматовой белые ночи говорят о смерти («Ночи белые глядели, как они опять глядят ястребиным жарким оком, о твоем кресте высоком и о смерти говорят»).

В «Приговоре» Ахматова пишет, что у её героини много дел («У меня сегодня много дела: надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела, надо снова научиться жить»). Выходом из своего безумного состояние героиня считает начинание новой жизни. Она предчувствует начало светлого дня («Я давно предчувствовала этот светлый день и опустелый дом»).

В стихотворении «К смерти» лирическая героиня уже готова умирать, она ждёт свою минуту («Ты все равно придешь — зачем же не теперь? Я жду тебя — мне очень трудно»). А. А. Ахматова использует приметы времени для передачи своего эмоционального состояния («Я потушила свет и отворила дверь», «Чтоб я увидела верх шапки голубой и бледного от страха управдома. Мне все равно теперь. Клубится Енисей, звезда Полярная сияет. И синий блеск возлюбленных очей последний ужас застилает»).

В девятом стихотворении Ахматова готова уступить смерти исходя из своих чувств бессилия («И поняла я, что ему должна я уступить победу, прислушиваясь к своему уже как бы чужому бреду»). Но вместо смерти к героине приходит безумие, душа Ахматовой наполняется сумасшествием («Уже безумие крылом души накрыло половину, и поит огненным вином и манит в черную долину»). Кроем того, приходят и воспоминания, «слова последних утешений».

В «Распятии» Анна Ахматова использует евангельские мотивы. Поэтесса изображает мать и казнённого сына. Большое значение Ахматова уделяет образу матери, горе которой очень огромно («Магдалина билась и рыдала, ученик любимый каменел, а туда, где молча Мать стояла, так никто взглянуть и не посмел»). Именно эти образы расширяют значение поэмы. Это стихотворение является философским центром поэмы. Все происходящие действия в этом стихотворении приравнены к мучениям, к распятию.

«Эпилог» в данной поэме состоит из двух частей. В первой части Ахматова возвращается к общему смыслу поэмы (к «Предисловию» и «Посвящению»). Поэтесса вновь изображает тюремные очереди («Узнала я, как опадают лица, как из-под век выглядывает страх»). Героиня в данной части поэмы схожа с Богоматерью. Её страдания похожи на состояние Богородицы. В этой же части развивается мотив заступничества, героиня молится и переживает за всех, кто тоже стоял с ней в этих очередях («И я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мною, и в лютый холод, и в июльский зной под красною ослепшею стеною»). Во второй части «Эпилога» А. А. Ахматова развивает тему памятника. Лирическая героиня желает, чтоб памятник был поставлен «где стояла я триста часов». Именно в том месте, куда героиня приходила каждый день («Сюда прихожу, как домой»). Поэму Ахматова и просит поставить памятник на этом месте, эти стояния в очередях были мучением для Ахматовой, но именно благодаря своей стойкости она могла видеться с сыном, что было для неё огромным счастьем.

Лирическая героиня видит свою поэтическую и человеческую миссию в передачи потомкам скорби о всех страдающих и погибших в такие сложные времена, как сталинские репрессии. Так же поэтесса пишет и о народе и родной земле, с которыми она связана и готова пережить эти трудные времена («Нет, и не под чуждым небосводом, и не под защитой чуждых крыл,-я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был.»), поднимая проблему исторической памяти народа.

Произведение «Реквием» А. А. Ахматовой затрагивает многие важные темы: проблемы исторической памяти, несправедливости, отношения детей и матерей. Именно поэтому данная поэма многим известна и читаема до сих пор.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id87751




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 18:59:19
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение