Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Русская культура XVI века Часть 1 (Сочинение на свободную тему)

В XVI веке продвинулось вперед культурное развитие Русского государства. Центром русской культуры была Москва. Большим успехом культуры того периода явилось начало книгопечатания на Руси. В царствование Ивана Грозного в Москве появилась первая типография.

Книгопечатание отвечало государственным потребностям, служило укреплением самодержавной власти, способствовало усилению идеологической деятельности церкви. Церковно-богослужебная книга была одним из средств распространения официальной идеологии. Первые издания были анонимными, то есть не содержали имен издателей, выходных данных. Всего таких изданий известно в настоящее время семь.

Первым печатником в Русском государстве был Иван Федоров. Одна из самых первых книг в Москве вышла в свет в 1564 году; это была церковная книга «Деяния святых апостолов».

Первая типография возбудила злобу книжных переписчиков. Они видели в ней опасного соперника, отбивающего у них работу. Они разгромили типографию, а Ивану Федорову пришлось бежать. Через некоторое время Иван Грозный восстановил типографию и перенес ее к себе в опричнину, в Александровскую слободу.

Воскресная летопись полностью не отвечала политическим запросам своего времени. Её составители не могли органически переработать материал местных летописей, также не удалось достичь и стилистического единства в изложении. Эти недостатки были преодолены составителями Никоновского летописного свода, созданного в 50-70-х годах. Этот свод по сравнению с Воскресенской летописью включает в свой состав большое количество нового материала взятого из летописных летописей. Материал подвергнут коренной и стилистической идейной и стилистической переработке, вследствие чего достигнуто последовательное и четкое проведение единой политической концепции и стилистического единства. Никоновская летопись проводит к преемственности самодержавной власти от первых князей киевских к Ивану IV, возводя их род к Августу – Кесарю, возвеличивает и прославляет «богоизбранное» Московское царство и его самодержавных, правителей. Изложение событий в Никоновской летописи доведено до 1567 года.

Постоянно подчеркивается, что Русская земля и ее правители находятся под особым контролем бога, прославляется величие Русского государства и его история включается в общий ход мировой истории. С этой целью в Никоновской летописи широко используются материалы хронографа. Большое место составители Никоноской летописи отводят развернутым самостоятельным повестям и сказаниям.

К Никоновской летописи близко стоит Львовская летопись, доводящая изложение событий до 1560 года.

В 70-х годах на основе Никоновской летописи создается грандиозный Никоновский лицевой свод.

Сочинениями официального характера того времени являются:

• «Сказание о князьях Владимирских»;

• «Четьи-Минеи».

«Сказанием о князьях Владимирских» пользовалась русская дипломатия, отстаивая престиж русского государства. Темы этого сказания легли в основу барельефов на царском престоле в Успенском соборе московского кремля. В его основу легли две легенды:

• одна из них утверждала, что московские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа;

• в другой рассказывалось, как византийский император Константин Мономах передал Киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии, которыми Владимир якобы венчался на царство.

Идеи «Сказания», доказывали права Москвы на все наследие Киева. «Сказание» служило и как идеологическое оружие во внутриполитической борьбе.

«Четьи – Минеи». Создание первой редакции «Великих Четьих – Миней» заняло 12 лет. (1529 –1541 гг.). Эта редакция положена в Новгородский Софийский собор как вклад архиепископа. Всего было издано и внесено в новую редакцию «Великих Четьих – Миней» до 16-ти новых жителей. Эта редакция завершена к 1552 году и вложена митрополитом в Успенском соборе московского кремля, а второй список в 1554 году преподнесен Ивану IV. «Великие Четьи-Минеи» явились своеобразной энциклопедией церковной литературы XVI века. Они идеологически закрепила политическое объединение бытовых удельных княжеств в единое централизованное государство.

Усиление Российского централизованного государства отмечено расцветом национальной архитектуры. Одним из выдающихся его проявлений было строительство Шатровых храмов. Они не имеют столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском. Построенная в честь рождения Ивана Грозного.

Другим направлением XVI века было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по типу московского храма Успенского.

Еще одним направлением в архитектуре того времени было

строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являются центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специальности, и посвящались определенному святому – покровителю данного ремесла.

В XVI веке велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е года XVI века прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, называемой «Китайгородской». В самом конце XVI века архитектором Ф. Конем были возведены белокаменные стены девяти километрового Белого города.

Шатровый стиль решительно порывал с традиционным, принятым в Византии крестово-купольным храмом.

Неповторимо своеобразие храма Иоанна Предтечи (1547 г.) в селе Дъякове недалеко от Коломенского. Он интересен своей планировочной композицией.

Усиление консервативных тенденций в идеальной жизни страны во второй половине XVI века сказалось и на архитектуре, что выразилось в строительстве храмов традиционного типа по образцу Успенского собора.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.