Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




16. Олицетворение природы в поэзии (ЕГЭ по литературе)

К олицетворению природы как приёму, работающему на раскрытие авторской позиции, обращалось немало поэтов. Его отражение мы находим в «Деревне» А. С. Пушкина, стихотворении «Небывалая очень построила купол высокий» А. А. Ахматовой. Рассмотрим же сходства и различия между этими лирическими произведениями и «Кувшинкой» Н. Матвеевой.

В первую очередь, говоря об образе природы, следует обозначить её роль для текста в целом. Так, у

А. С. Пушкина она выступает в качестве антипода действительности, от которой сбегает лирический герой — тех «суетных оков», о которых он пишет: «...

я променял порочный двор цирцей,//Роскошные пиры, забавы, заблужденья». Она же, природа, оказывается частью своеобразного алогизма, оксюморона, дополняя идею «барства дикого», «расцветающего» там, в деревне, как бы на лоне этой самой природы. Таким образом, обращаясь к олицетворению А.С. Пушкин добивается того, что люди, их уклад жизни, «заблужденья» и природа, «пустынный уголок», «приют спокойствия» становятся в один ряд, оказываются равнозначными в контексте определения лирическим героем того «мира», где он хотел бы жить.

Похожую роль играет олицетворение в стихотворении А. А. Ахматовой «Небывалая очень построила купол высокий»: благодаря нему «ожившая» природа дополняет ситуацию, позволяет ей раскрыться полнее и ярче. Природа будто создаёт свою особую атмосферу, строит «купол высокий», в котором разворачиваются действия — встреча лирической героини с, вероятно, возлюбленным.

Значение этого приема у матвеевой отличается: природа выступает в качестве центрального звена “повествования”, поэтому наделение её человеческими чертами работает на достижение полноты раскрытия авторского замысла и создание «живого» образа, способного тронуть читателя. Так, мы видим цветы, которые «на первый слух молчат», кувшинку, что «молчаливей всех», и «полчище болот», её «стерегущее», и благодаря всем этим образам происходит своеобразное погружение в ту действительность, которую изображает Н. Матвеева.

Итак, роль олицетворения в поэзии велика и многогранна — она служит инструментом достижения разных целей поэтов, однако чаще всего этот приём работает на создание определенной атмосферы, топоса, ощущения пространства, позволяющего читателю прочувствовать то состояние лирического героя, которое, раскрывая свой замысел, создаёт автор, и обращение к такой функции олицетворения сближает произведения А. С. Пушкина, А. А. Ахматовой и Н. Матвеевой.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.