Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ Грушницкого по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)

Главные образы в романе «Герой нашего времени» представлены удивительно полно и ярко. Психологические размышления Печорина позволяют увидеть каждую грань их характеров, заглянуть в их души. Внутренний мир персонажей постоянно находится в динамике, показывающей влияние главного героя на близких ему людей. Таков и образ Грушницкого — приятеля Печорина, который после становится его врагом и оказывается убит Григорием Александровичем, как и все те, кого последний встречает на своём пути.

Печорин с первых слов отмечает франтовство и наигранность знакомого.

Грушницкий живёт в каком-то вымышленном мире, он выдумал себе великое предназначенье и страдальческую судьбу, верит в это и старается убедить в этом окружающих. Грушницкий хотел бы «сделаться героем романа», чтобы подтвердить правдивость своих мыслей, он постоянно ищет высоких чувств, но чаще сам их придумывает.

Игре и обилию заготовленных фраз позавидовал бы самый искусный актёр. «Нет, вы <…> этого не должны знать! Ваша чистая душа содрогнется! Да и к чему? Что я для вас! Поймете ли вы меня?» – так представляет Печорин прощание юнкера с одной из соседок при отъезде на Кавказ. Все его речи и жесты чересчур наигранны, в них слишком много пафоса и фальши. Но Печорин не отрицает, что это «до безумия» нравится романтичным барышням, особенно провинциалкам.

Но помимо трагического пафоса, бросающегося в глаза при первой встрече с Грушницким, Григорий Александрович отмечает и другие его стороны: «мил и забавен» — такими словами наградил юнкера автор дневника. В его игре есть что-то смешное, детское. Но он велик и по-настоящему несчастен в глазах тех, кто поверил в его слова. Первый взгляд Мери, обращённый к юнкеру, был «неопределённым», но «не насмешливым». Его красноречивые фразы вызвали любопытство молодой девушки.

Печорин писал и о злобной натуре Грушницкого, желающего уколоть удачной фразой окружающих. «Ты озлоблен против всего рода человеческого» — сказал приятелю Григорий Александрович, послушав насмешки друга над московским франтом Раевичем. «Он довольно остёр», и пытается словом так или иначе задеть тех, к кому испытывает не самые нежные чувства.

Грушницкий привык заниматься только самой одним, не заботясь о тайнах иных душ. Он никогда не пытался понять других людей, закрытых от него созданной им же завесой «романтического фанатизма». Убеждённый в трагичности собственного пути, он почитает себя особенным, отличным от остального общества. Всю жизнь Грушницкий поглощён собой, и потому выглядит даже несколько странно в глазах окружающих.

Интерес на водах представляла только княжна Лиговская, и он обожествил этот образ, чувствуя, что это та самая героиня, которая могла бы вписаться в его восхитительную историю. Но поначалу Грушницкий стесняется раскрывать свои чувства, опасаясь насмешки: говорит, что случайно услышал её имя и что вовсе не намерен знакомиться с Лиговскими. Его мученический образ производит впечатление на молодую княжну, что заставляет героя светиться от счастья и пробуждает дикую зависть во мстительной и проницательной душе Печорина.

Грушницкий — взрослый ребёнок, наивный и доверчивый до невозможности, и любовь его только усиливает эту уязвимость. Печорин «внутренне хохотал и даже два раза улыбнулся», издеваясь над бедолагой и наблюдая за его терзаниями. Грушницкий часто хочет казаться важнее, значительнее, храбрее, но своими действиями только вызывает усмешку. Так, Печорин упоминал о «геройском облачении» товарища, прихватившего пистолеты и шапку на прогулку с Мери.

Герой поглощён и опьянён своей любовью. Зародившиеся в нём надежды не дают покоя юнкеру. В княжне его восхищает всё: ангельская внешность, божественная походка, чудное пение, у неё в гостях непременно «лучшее общество», а дом Лиговских относится к «самым приятным». Привязанность Мери всколыхнула его воображение, он чувствует необыкновенный прилив энергии и не знает, куда её употребить. Душа его, взволнованная этой новой бурей, жаждет «сильных ощущений».

Как любой актёр, Грушницкий не лишён самолюбования и вытекающего из него эгоизма. Самолюбие — одна из его самых слабых сторон. Григорий Александрович с лёгкостью играет на этом. Насытив самолюбие героя мысль о том, что княжна не может не полюбить такого романтического страдальца, Печорин заглушил разум товарища и полностью завладел его сердцем: после такой хитрости он мог посеять туда всё, что угодно.

Грушницкий нервничает, опасаясь, что его ожидания в реальности могут не сбыться. Такое беспокойство небезосновательно: поведение Мери настолько ясно выражает её желание отвязаться от своего преследователя, что даже Грушницкий с его неумением читать мысли и переживания других людей чувствует неладное. Пытаясь отогнать навязчивые мысли, он всё же не смог от них уйти. Юноша терзался ими, изо всех сил оттягивая решающую минуту. «Вы мучите меня…» — признался он княжне. За напускной важностью Грушницкого прячется дикая неуверенность трясущегося и нерешительного мальчишки. Слова Печорина «в мундире он еще моложавее» добивают беднягу.

После окончательного разрыва с княжной недавно получивший свой чин офицер ополчается против бывшего приятеля. Грушницкий принял «гордый и храбрый вид», предвкушая своё торжество над обыгравшем его соперником. Печорин записал в дневнике: « <…> он, кажется, в самом деле огорчен, особенно самолюбие его оскорблено; но ведь есть же люди, в которых даже отчаяние забавно!..». Григория Александрович не видит особой угрозы в наивном, трагично-мечтательном юноше. А меж тем тот, себе на беду, собрал вокруг воинственную шайку во главе с драгунским капитаном, и уже эти люди точно знают, насолить Печорину, пользуясь отчаянностью Грушницкого.

Природа Грушницкого выявляет в нём отменного труса. Стоит только вспомнить, как он дрожал, выходя в свет в новом офицерском обличье. Желая поднять авторитет в глазах шайки, он рассказывает им выдуманные истории о том, как здорово высмеял Печорина прямо ему в глаза, а тот обратил это в шутку. Зная характеры героев, нетрудно предположить, что, если подобный сюжет и основан на реальных событиях, в рассказе Грушницкого персонажи, скорее всего, просто поменялись местами. С какой заносчивостью он расписывает своё ночное приключение, клевеща на княжну и портя репутацию Печорина, и с какой боязливой стыдливостью он прячет глаза от подошедшего Григория Александровича. Но Грушницкого вновь кольнули неудачным романом с Мери, капитан ждал от него решительных действий, на которые тот согласился, и совесть утихла.

Он подл, но безобиден: когда дело касалось слов и слухов, он с наслаждением сам участвовал в заговорах, но намеренно убить человека, подстрелить его, как собаку… на это он неспособен. Он противится тому, что нечестно, неправильно, не по-человечески, ведь он сам редко обманывает, а ложь его ясно отражается на лице. К тому же, он согласился на это, будучи разгорячён злостью и яростью, а теперь вдруг вспомнил, что когда-то человек, которого собираются так подло прикончить, был его близким другом.

Натура Грушницкого осталась верна трусливой подлости и жалкому себялюбию. Даже стоя на краю обрыва и готовясь встретить смертельную пулю, он не внял голосу совести: все попытки Печорина воззвать к этому умершему чувству не дали результата. После того, как Григорий Александрович показал, что знает об их заговоре, Грушницкий наконец произнёс: « <…> я себя презираю, а вас ненавижу». Но ни просьб о прощении, ни извинений — ничего.

В образе Грушницкого Лермонтов воплотил ту самую детскую душу, которая совершенно не знает хитростей мира, но которая мнит себя чем-то высоким и старается во всём соответствовать этому статусу. На самом деле же внутри такого жалкого и слабого существа живут бесхребетность, боязнь незнакомого ему общества и трусливая подлость. Человек закрывает на это глаза, предпочитая видеть в себе совершенно другие черты. Но даже те светлые стороны, которыми он действительно обладает в той или иной мере — совестливость, справедливость, благородство, человечность — задыхаются под гнётом необыкновенно сильного чувства, которое пленило сердцу и разум и управляет человеком на всём протяжении его жизни. Чувство это самолюбие. Оно требует постоянного, регулярного насыщения, оно делает из человека раба, оно глушит самые чистые его порывы. И горько признать, но в каждом из нас есть такая часть души, которая роднит нас с этим героем романа, по праву считающегося бессмертным во все времена.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.