Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ Грушницкого. Анализ романа «Герой нашего времени» (Лермонтов М. Ю.)

Для того, чтобы раскрыть характер главного героя, подчеркнуть некоторые существенные стороны его характера, М. Ю. Лермонтов изображает антипода Печорина, романтичного юношу Грушницкого, которого, как и всех остальных героев романа, не избегает участь жертвы.

Это молодой юнкер, в противовес своему товарищу, мечтателен и наивен. Во всём Грушницкий старается найти глубокий, видимый ему одному, смысл. Всё для него случается «не просто так» — это знак свыше и предзнаменование его многострадального будущего.

Грушницкий желает уверить людей в своём уникальном и возвышенном предназначении и не любит тех, кто не с этим не соглашается.

Печорин читает приятеля, как открытую книгу, и ясно видит, что за пышностью фраз и вычурностью жестов скрывается непримечательная пустота. Поэтому юнкер недолюбливает главного героя, а тот платит ему взаимной неприязнью.

Смелость юнкера, слывущего храбрецом на поле боя, вызывает сомнения у Григория Александровича: «Это что-то не русская храбрость!..» — многозначительно размышляет он. В самом деле, Грушницкий кидается в бой, будто сам хочет быть убитым. Истинно бесстрашные воины, конечно, готовы жертвовать собой, но они идут на врага ровно и твёрдо и смотрят ему прямо в глаза. Юнкер же впадает в какое-то беспамятство, его действия отчаянны и безотчётны, он жмурится для того, чтобы нарисовать на лице избыток чувств и чтобы не видеть ничего впереди.

Его торжественные, полные драматизма представления о жизни так далеки от обыденной реальности, что пышные сравнения и громкие речи не могут не вызывать усмешку. Разгорячённый и ушедший в свои рассуждения юнкер, не требующий от слушателя ни единого слова и упоённый вниманием чужих глаз, вызывает умиление Печорина. Подобные чувства делают Грушницкого несколько жалким, нелепым.

Грушницкому постоянно нужны новые ощущения, события, в которых он мог бы снова читать подтверждения своей исполненной высокого трагизма судьбы. «Мы ведем жизнь довольно прозаическую» — вздохнул юнкер, тяготящийся этим обстоятельством. Поэтому княжна Мери представляется ему ангелом, в ней он нашёл выражение своему возвышенному позёрству, жажде «сделаться героем романа».

Романтичность образа Грушницкого легко увлекает княжну. Девушка признаётся, что именно «солдатская шинель», то есть захватывающая и полная страданий жизненная драма Грушницкого заставила обратить на него внимание. Однако после того, как Мери узнала, что тот всего лишь юнкер, а не разжалованный, интерес к нему охладел.

Уделявший всю жизнь внимание только себе, не заботящийся о чужих представлениях и переживаниях, юнкер не научился и даже не попытался научиться понимать окружающих. Поэтому его оказывается так просто обмануть. « <…> Вчера ее глаза пылали страстью, останавливаясь на мне, нынче они тусклы и холодны...» — с удивлением заметил Грушницкий, никак не связывая рассказ Мери о спасении её Печориным на балу с этой внезапной переменой. Но и не думает ничего предпринимать и продолжает докучать княжне, боясь услышать правду и не желая в неё верить. Юнкер даже просит Печорина понаблюдать за Мери, понимая, что тот неплохо разбирается в женщинах.

Грушницкий очень плохо знает людей, а потому легко попадает под чужое влияние, искренне верит в слова Печорина, не замечая в них явную насмешку. Григорий Александрович пользуется самолюбием друга, подыгрывает ему. А юнкер от своей любви «стал ещё доверчивее прежнего». Предостережения Печорина не на шутку пугают его, после долгой речи приятеля он «ударил по столу кулаком и стал ходить взад и вперёд по комнате». В его стеснительности, стыдливости своих чувств, в упоении лестью Печорина, в этом беспорядочном беспокойстве, в желании казаться взрослее, чем он есть, чувствуется что-то забавное. Герой выглядит нелепо.

Из текста дневника мы можем отметить «удивлённые взгляды», которые Грушницкий кидал на рассеянную возлюбленную, не попадающую в тему разговора своими ответами. Вероятно, он не сильно терзался этим равнодушием и вообще старался не обращать на него внимания. Печорин уже писал ранее, что реакция слушателя для юнкера не так важна, как его присутствие. Странно: Грушницкий в глубине души понимает, что разонравился княжне. Если раньше он надеется, что княжна любит его так же сильно, как он, то в этом разговоре с приятелем он уходит от ответа на вопрос: «Помилуй, Печорин, какие у тебя понятия!.. как можно так скоро?.. Да если даже она и любит, то порядочная женщина этого не скажет...». Грушницкий сразу ищет тысячу оправданий, уходя от истины, в которую не хочет верить. Он сам тешит себя напрасными надеждами, отгоняет мысли, назойливо твердящие ему об очевидном. Больше всего на свете герой боится быть осмеянным, выставить себя по-детски уязвимым, ведь это обронило бы его достоинство.

Грушницкий постоянно старается казаться взрослее, и хотя Печорин отмечает, что внешне его приятель выглядит старше своих лет, хорошо видно, что в душе он остаётся ребёнком. Григорий так написал об этой слабости знакомого: «как все мальчики, он имеет претензию быть стариком; он думает, что на его лице глубокие следы страстей заменяют отпечаток лет».

Юнкер возложил огромные надежды на долгожданные эполеты. Бедняга думал, что новый чин сократит пропасть между ним и Мери, а только в своём положении он и видел препятствие их роману. Когда он стал офицером, то «бросился на шею» Печорину и был «совершенно счастлив». Когда же Григорий Александрович спросил о Мери, «он смутился и задумался: ему хотелось похвастаться, солгать — и было совестно, а вместе с этим было стыдно признаться в истине». Грушницкий не умеет врать — жизнь его этому не научила, он для этого слишком прост.

Позже, ослеплённый ненавистью к Печорину, он настраивает против него окружающих, и его красноречивость и позёрство здесь приходятся кстати: его отчаянные разговоры находят отклик у некоторой части общества. Члены шайки Грушницкого недовольны светскими успехами и очарованием петербургского офицера, к тому же жаждут интересных зрелищ и ощущений, а потому радостно подхватывают настроение их организатора.

У Грушницкого, в отличие от его озлобленных приспешников, есть одно качество, которое он пытается подавить, чтобы его опять же не сочли ребёнком — совесть. И Печорин отлично это понимает и давит на это чувство. Главный герой «не желал бы быть на его месте». Терзания Грушницкого делаются невыносимыми после условий противника, его беспокойство, встревоженность, нервность изобличают серьёзнейшую внутреннюю борьбу, с которой не в силах совладать его детская душа.

На дуэли произошло самое страшное: Григорий Александрович явил свету и прежде всего самому Грушницкому подлое и трусливое нутро последнего. Тот даже не стал просить прощения и цепляться за жизнь, потерявшую романтичный флер и всякий смысл. Он полностью разочаровался не только в своих надеждах, но и в себе. И если бы Печорин не убил своего противника, тот употребил бы все возможности, потратил бы все силы, чтобы уничтожить страшного врага, и не успокоился бы, пока не увидел его бездыханное тело. Он не посмел бы оставить в живых того, кто раскрыл всему миру его слабую душу, показал его истинное лицо — устроил то, чего больше всего в жизни боялся Грушницкий. Он трясся за свой образ, репутацию, так дорожил своим самолюбием, а теперь он явился трусом и глупцом в глазах одних и бесчестным и бесчеловечным плутом в глазах других. Конец его дальнейшего пути был неизбежен.

В образе Грушницкого автор сосредоточил не менее глубокие пороки, чем в Печорине. Непомерное самолюбие, за которым он слепо следовал, трусость, соизмеримая разве только с его же подлостью — вот, что скрывается под видом одухотворённого и чувственного рыцаря. Эгоизм и чрезмерное увлечение собой породили незнание людей, без которого Грушницкий не смог повзрослеть — во всех его поступках, вычурности, хвастовстве, позёрстве читаются замашки обыкновенного мальчишки. Но герой всячески старается скрыть в себе это качество, что лишний раз доказывает, что он в самом деле ещё ребёнок. Героем невероятно слаб характером. Самая уязвимая его черта — себялюбие, боязнь быть осмеянным. Произведение не теряет актуальности и по сей день, ведь, наверно, каждый из нас так или иначе похож изображённых героев, в том числе на Грушницкого — разве мало в современном мире самолюбия, подлости и желания покрасоваться перед окружающими лучшими, хотя и выдуманными качествами?

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.