Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Развитие искусства во второй половины XVIII в. Часть 4 (Сочинение на свободную тему)

Могучие колоннады, появившиеся впервые в проекте Кремлевского дворца Баженова, получили в сооружениях Старова совершенно особое художественное значение. Столбы, несущие грандиозное покрытие, между которым и открывалось широкое пространство, приобрели необыкновенную мощь. Залы Старова воспринимались как гимн гармонии мироздания, прославление в образах архитектуры мощи природы и созидающего разума человека.

Русская архитектура второй половины XVIII столетия создала ряд подлинных шедевров, ставших образцами национальной художественной классики.

Шотландец Чарльз Камерон был знаком с памятниками античности, открытыми археологическими раскопками XVIII в., хорошо ориентировался в особенностях «помпеянского» (римского) убранства.

Екатерина II поручила ему целый ряд оформительских проектов в новых дворцах.

Как тонкому стилисту, Ч. Камерону особенно удавались интерьеры, парковые ансамбли, малая архитектура. Он построил в Царскосельском парке здание Галереи («Камеронова галерея»), создает внутренне убранство дворца: агатовые комнаты, Зеленая столовая, Леонская гостиная.

В классическом стиле им оформляются залы Павловского дворца (Греческий и Римский залы).

В 1780 г. в Россию приехал мастер-итальянец – Джакомо Кваренги (1744-1817 гг.) – стал для царствования Екатерины II тем же, чем был Растрелли для эпохи Елизаветинского барокко. Строгий и живописный стиль Кваренги сделал его основоположником русского классицизма. Кваренги прожил в России всю жизнь.

Кваренги создал школу российского классицизма в ее первоначальном виде. Он привил русской архитектуре строгость и простоту гармонии классицизма в чистом, незамутненном виде. Он дал основную форму здания: центр с колоннами и два боковых флигеля.

Очень характерны для творчества Кваренги здания Ассигнационного банка на Садовой улице (1783-1790) и Академии наук на набережной Невы (1783-1789 гг.).

Кваренги особенно присуще использование трехчастной схемы, как для административных, так и жилых построек, при которой центральный корпус, отмеченный портиопом, соединялся пониженными галереями с двумя симметричными флигелями.

Кваренги в 80-90-е годы увлекался палладианством, это увлечение представляло собой результат творческой интерпретации идеи Палладно.

На основе классической драматургии развивался в середине XVIII в. театр. Важнейшей вехой в истории русского театра стал 1756 г. Указом от 30 августа 1756 г. был учрежден «русский для представления трагедии и комедии театр». Начинать историю русского театра с этой даты нельзя: к этому времени он прошел уже длинный и сложный путь. Но вновь возникший театр принципиально отличался от театральных начинаний XVII – XVIII в. Он стал государственным, постоянным. Это обеспечивало возможность создания кадров профессиональных актеров, постановщиков, декораторов. Театр был организован как публичный. Он вышел из дворцовых покоев, получил возможность обращаться к самым широким слоям городского населения, стал явлением общественным в подлинном смысле этого слова.

Один из самых ярких и самобытных деятелей русской культуры XVIII в. – сын костромского купца Федор Григорьевич Волков – «отец русского театра».

К середине XVIII в. большое распространение получили частные общедоступные театры. Их организовывали мелкие чиновники, типографские рабочие, купцы. Ставили в этих театрах сатирические комедии и инсценировки рыцарских романов.

Обычно такие устроители театров снимали помещения в больших домах знати на время святок, когда по давней традиции на Руси происходили гулянья, скоморошечьи игрища, ряжения. Подобные театры возникали не только в столицах, но и в провинциальных городах, в частности, в Ярославле.

Частные театры настолько расплодились, что в 1750 г. был издан специальный указ, регламентировавший их устройство.

Возникший в конце 40-х годов в Ярославле театр Федора Волкова не был ни единичным, ни случайным явлением. К этому времени сформировалась серьезная потребность в театре в разных слоях общества. Нужен был театр и двору: пышные театральные представления входили составной частью в официальную жизнь всех европейских дворов того времени. Иметь свои труппы, выписывать артистов из-за границы было модой. В 40-50-х годах при русском дворе систематически гастролировали французские, немецкие труппы, в конце 50-х годов – итальянская комическая оперная труппа.

Начиная с 1751 г. специальным указом было разрешено допускать в театр «знатное и чужестранное купечество… только бы одеты были негнусно, в шлафроках без мантилий, без платков и без капоров».

При всем том, что спектакли, посещались сравнительно узким кругом зрителей, их значение велико: так или иначе сведения о них проникали за пределы этого круга, о них писали в газетах, в журнале «Ежемесячные сочинения» и в других журналах, появившихся позже. Переводы текстов иностранных пьес печатались. Переводами иностранных пьес занимался Тредиаковский. В 1733-1735 гг. он перевел несколько итальянских интермедий.

К 1752 г. в Петербурге было уже известно о театре Волкова. Ярославские артисты были вызваны в Петербург. Часть волковской труппы и стала костяком Российского театра, учрежденного в 1756 г. Первые его спектакли состоялись в начале 1757 г. Директором театра был назначен А. П. Сумароков.

Под театр был отведен так называемый Головкинский дом, на Васильевском острове, еще с 1752 г. именовавшийся «Российским комедиантским домом».

Театральное дело в России развивалось. Несколько лет (1757-1761 гг.) успешно действовал театр Московского университета. Сначала это были закрытые любительские студенческие спектакли. Но с 1759 г. университетский театр объединился с итальянской комической оперой Локателли и стал публичным и профессиональным. Спектакли шли в здании, построенном Локателли специально под театр. Университетская труппа играла здесь один - два раза в неделю, чередуясь с итальянскими оперными артистами.

В 1761 г. часть московской труппы была переведена в Петербург, а вскоре Локателли потерпел полный крах, и русский театр в Москве был пересечен надолго.

Известен публичный театр в Казани, созданный на базе гимназического театра писателем и драматургом М. Веревкиным. Он открылся 26 апреля 1760 г. представлением комедии Мольера «Школа мужей».

О характере игры тогдашних русских актеров, и в частности «первого актера российского театра» Ф. Волкова, трудно сказать что-нибудь определенное, так как сведения отрывочны и невнятны. От современников остались лишь общие оценки: «все увидели в нем великого актера» (Н. Новиков). Волков одинаково хорошо играл трагедии и комедии и имел «бешенный темперамент» (Я. Штелин) и т.п.

Непоправимым ударом для русской сцены была безвременная смерть Волкова, едва достигшего 35-летнего возраста.

Во второй половине XVIII в. в России появились первые музыкальные издания, сборники народных песен, учреждена опера и начали устраиваться концерты. В этот период музыка приобретала более сложный и разнообразный характер. Получило распространение любительское музицирование, устраивались публичные концерты с участием зарубежных и русских исполнителей. В 1802 г. в Петербурге было создано Филармоническое общество, которое ставило целью «возбуждать в публике интерес к древней и классической музыке».

В последней трети XVIII в. началось формирование национальной композиторской школы. На творчество русских композиторов огромное влияние оказывал народный мелос: появился даже камерный лирический жанр – «российская песня» (О. А. Козловский «Гром победы раздавайся». 1791). Но ведущим жанром стала опера (М. М. Соколовский «Мельник-колдун, обманщик и сват», 1779 и т.д.). Народные традиции были наиболее близки композитору, работавшему в области хоровой музыки – Д. С. Бортнянскому. Разностороннее творчество этого музыканта (оперная, камерная, инструментальная музыка) нашло признание не только на родине, но и в музыкальном центре Европы – Италии.

Анализируя изученный материал, я пришла к выводу, что искусство нового времени (т.е. период XVIII в.) завершает длительный этап эволюции европейского искусства.

Искусство этого периода двигалось, по пути раскрепощения содержательных жанровых форм от мифологических схем мировоззрении. Однако процесс развития художественных форм мышления и отражения в искусстве социально-нравственных проблем человека и окружающего мира не был ни линейным, ни зеркальным, а имел свою специфику и закономерности. Художественное мышление нового времени колебалось в маятниковом движении между социальными крайностями натурализма и мифологическими абстракциями символизма.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.