Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Развитие искусства во второй половины XVIII в. Часть 3 (Сочинение на свободную тему)

В работе скульптора над памятником Минину и Пожарскому, начатой в 1804 г. отразился общий для русского искусства процесс демократизации и утверждения реалистической тенденции – классической трактовки фигур в виде античных героев. Мартос предал им национальные черты.

На смену строгой, деловитой, несколько даже суровой архитектуре первых двух десятилетий XVIII в. приходит стиль, многими чертами близкий стилю барокко, господствующему в первой половине XVIII в. в большинстве европейских стран.

В конце 20-30-х годов постепенно складывается новый архитектурный стиль, в котором развиваются светские, жизнерадостные настроения, усиливаются черты нарядности, красочности, творчески перерабатываются традиции отечественной и мировой архитектуры.

Общее представление об искусстве барокко дают его определения как стиля несколько вычурного, эмоционально приподнятого, пользующегося в качестве средств выражения бурных порывов чувств контрастами, преувеличениями, перспективными и иллюзионистическими эффектами. Для архитектуры и скульптуры барокко характерна живая связь с окружающей местностью, с ландшафтом. Следует сказать и о полной победе светского начала: мастера барокко строили в основном дворцы, триумфальные арки, театральные здания, а когда им приходилось строить церкви, то в них уже и намека не было на аскетизм, отрешенность от жизни.

При образовании истории русского искусства, начиная со второй половины XVIII в., мы нередко встречаемся с именами мастеров-иностранцев.

Крупным дарованием и незаурядным мастерством обладал скульптор К. Б. Растрелли (1675-1744). Привезенный Петром из-за границы, он приехал в Петербург на несколько лет, но остался здесь до конца жизни. Его увлек пафос реформ, воодушевлявший лучших людей того времени.

Используя пышные формы барокко, Растрелли никогда не поддавался соблазну внешнего декоративного их истолкования. Богатство костюмов и регалий, напряженные барокковые развороты тела и головы в бюстах Растрелли раскрывают значительность внутреннего облика человека.

Его герои деспотически горделивы, мужественны и суровы. Бюст Петра I исполнен Растрелли с вдохновенной энергией. Сила ума, железная крепость воли обрисована скульптором со всей жизненной правдой. Растрелли передал в этом изображении значительность и силу человека эпохи национального подъема.

Зимний дворец Растрелли – это грандиозное сооружение, охватывающее огромные пространства, поражающее воображение человека своими необычайными масштабами, обилием и пышностью декоративного убранства. Главный художественный эффект заключался в умении зодчества придать такого рода постройкам высокую архитектурную слаженность и стройность.

Дворцовые ансамбли В. Растрелли, как бы грандиозны они не были, носили замкнутый характер. Растрелли вдохновлялся в своем творчестве лучшими произведениями московского зодчества.

Торжественный ликующий характер архитектуры В. Растрелли наложил отпечаток на все искусство середины XVIII в.

Крупнейшим зодчим Москвы середины века был Д. В. Ухтомский (1719-1775 гг.), возглавлявший так называемую «архитектурную команду», воспитанники которой сочетали теоретическое обучение с практической работой.

Ухтомский разработал проекты архитектурно-планировочных ансамблей с общественными и торговыми сооружениями в Белом и Зимнем городе. К сожалению, не известно, были ли они осуществлены. Проект целостной застройки возле построенного Ухтомским Кузнецкого моста не осуществился, так как для этого нужно было выкупить в казну у частных владельцев их участки, снести часть дома, занятого под кабаком. Чиновники московской губернской канцелярии на это не пошли.

В. Д. Ухтомский в середине 60-х годов завершил грандиозную колокольню Троице-Сергиевской Лавры, начатой И. Мичуриным по проекту Шумахера, является свидетельством преемственности между петровскими архитекторами и архитекторами следующей эпохи.

В. Баженов, подобно многим другим деятелям русской культуры и науки XVIII в., вышел из социальных низов. Попав из Московского университета в Академию художеств, а затем в Париж и Рим, Баженов добился блестящих успехов. Петербургская Академия, ознакомившись с чертежами молодого архитектора, произвела его в адъютанты. Римская и Флорентийская Академия присудила ему звание профессора. Болонская Академия признала его своим членом. Молодой зодчий вернулся в Петербург с мировым именем. Перед его творческим взором вставали невидимые архитектурные замыслы – один грандиознее другого. Он по праву должен был занять опустевшее место главного русского архитектора – место В. Растрелли. Но творческая жизнь Баженова сложилась трагично.

Выдвигая перед Екатериной II проект колоссального Кремлевского дворца, Баженов хотел видеть в Кремле центр гражданской жизни России, своеобразный российский акрополь, где бы мог собираться народ и его представители. Наряду с дворцовыми помещениями Баженов проектировал в Кремле открытый амфитеатр для народа. Проект архитектора получил одобрение императрицы скорее всего в связи с работой Комиссии об Уложении.

Вместо Кремлевского Баженову поручено было строительство в Царицыне загородного дворца, задуманного архитектором в чрезвычайно оригинальном стиле.

Осуществляя царицынские постройки, Баженов хотел органически сочетать в единой композиции классические и древнерусские элементы зодчества, чтобы создать на их основе единый стиль. Таким путем намечались оригинальные формы нового национального архитектурного стиля, соответствовавшего передовым устремлениям эпохи.

Искусство Баженова было родственно понятиям и взглядам передовой интеллигенции того времени, стоявшей в оппозиции в Екатерине II.

Мечта Баженова о создании общегражданской монументальной архитектуры в России оказалась необычайно жизнеспособной. Ею были вдохновлены М. Ф. Казаков, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин (1760-1814), О. И. Бове (1784-1834) и другие зодчие, продолжатели начинания Баженова.

В русском искусстве второй половины XVIII в. преобладающее значение получил классицизм – стиль, черпающий свои изобразительные мотивы в искусстве Греции и Рима. В образе классицизма находили свое выражение идеи гражданственности и свободы человека, питавшие высшие устремления передовых общественных кругов своего времени.

Одновременно с Царицынским дворцом Баженова его соратником и другом М. Казаковым построен был под Москвой в таком же стиле Петровский дворец. Это сооружение, подобно произведению Баженова, воплотило мысль о создании своей национальной классики, не порывающей с традициями древнего русского зодчества.

Развивая идеи Баженова об архитектурном обновлении Москвы, Казаков за свою пятидесятилетнюю деятельность преобразил вид города. Застраивая целые кварталы, выпрямляя улицы, он возвел здания, ставшие центральными сооружениями, определившими дальнейшую застройку московских улиц и кварталов. Наряду с дворцовыми усадьбами и особняками Казаков создал общественные и гражданские здания – Московский университет, Голицынскую больницу и другие.

Величайшее произведение Казакова – здание Сената в Кремле.

Грандиозный колонный зал Казаков создал в доме князя Долгорукого (ныне Дом Союзов). Окружая прямоугольное пространство исполинскими колоннами, держащими покрытие, Казаков создал впечатление могучего равнодействия и соподчиненности всех элементов архитектуры. В проекте Колонного зала отразилась мечта передового архитектора – гражданина и просветителя XVIII в.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.