Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Развитие науки в XVIII в. Часть 1 (Сочинение на свободную тему)

XVIII в. был временем серьезных успехов научной мысли. В основе этих успехов были рационализм, признание человеческого разума источником познания природы.

Русская наука развивалась в общем русле европейского естествознания. Одной из важнейших задач русской науки продолжало оставаться всестороннее изучение природных условий, населяющих её народов, путей сообщения и в том числе исследование Великого Северного морского пути. Для изучения страны снаряжались многочисленные экспедиции, продолжавшиеся обычно помногу лет. Крупнейшим исследовательским предприятием в XVIII в.

были первая (1725 – 1730 гг.) и особенно вторая (1733 – 1743 гг.) Камчатские экспедиции во главе с капитаном-командором Витусом Берингом (1681 – 1741 гг.).

Научные результаты первой экспедиции Беринга не были вполне удовлетворены: «И такое о несоединении заподлинно утвердиться сумнительно и ненадежно». Поэтому была предпринята Вторая камчатская экспедиция, лучше подготовленная и оснащенная. В ней приняли участи академики и студенты, командированные Академией наук. Это был С. П. Крашенинников.

Результаты камчатских экспедиций (главным образом Второй, которую заслуженно называют Великой Северной экспедицией) — практические и научные — были грандиозны. Был открыт пролив, названный по имени начальника экспедиции Беренговым, открыта северо-западная Америка, всесторонне исследована Камчатка, описаны северные берега Сибири от острова Вайгач до реки Анадырь, нанесены на карту Курильские острова и северная Япония.

Во время данной экспедиции первая метеорологическая станция была оборудована в Казани. Всего за время экспедиции построено 24 метеорологических станций (от Волги до Камчатки).

Крашенинников был человеком действия. Его имя часто ставят рядом с именем Ломоносова — не по силе гения и размаху деятельности, но по судьбе. Они были ровесниками, оба вышли из народа, учились в Славяно-греко-латинской академии, перебиваясь на алтын в день. Но оба они «наук не оставили».

Четыре года провел на Камчатке Крашенинников. Собранные им сведения о природе и климате, о растительности в животном мире, о вулканах, реках, о приливах, и отливах и многом другом.

Двухтомный труд Крашенинникова «Описание земли Камчатки…» вышел в свет уже после смерти автора. Богатейший материал о природных условиях, о коренных жителях Камчатки делает этот научный труд увлекательным чтением и в наше время.

Изучение страны продолжали академические экспедиции 1768 – 1774 гг. Они охватили Сибирь, берега Северного Ледовитого океана, Урал и Приуралье, Алтай, Среднее и Нижнее Поволжье, Кавказ.

Благодаря трудам названных ученых и других ученых России получили значительное развитие география, ботаника, зоология, минералогия. Это способствовало развитию промышленности, сельского хозяйства, промыслов, путей сообщения и т. д.

К числу замечательных достижений русского естествознания можно отнести академические экспедиции 60-70-х годов XVIII в., работе которых участвовали такие крупные ученые, как И. И. Лепехин, П. С. Паллас, С. Г. Гмелин и другие. Собранные во время экспедиций материалы по зоологии, ботанике, этнографии и археологии способствовали научному изучению природы и культуры народов России.

Академия Наук состояла из собственно академии, то есть научно-исследовательского учреждения, университета и гимназии. Научно-исследовательские работы сосредоточивались в трех «классах» (секторах): 1) «математические науки и которые от них зависят»; 2) «все части физики»; 3) «гуманиора, Гистория и право». В первом «классе» должны были работать четыре «персоны», то есть четыре академика-специалиста по математике, по астрономии, географии и навигации, по механике. Во втором — также четыре: по физике теоретической и экспериментальной, по анатомии, по химии и по «ботании». В третьем — три ученых: красноречия и древностей («студиум акнтиквитатис»), «истории древней и нынешней», права, политики, этики («ндравоучения»).

Уже из этого описания видно, какой большой шаг вперед сделан по сравнению с предыдущим периодом в понимании задач научных исследований, значения и роли теоретических и гуманитарных наук. Обращает на себя внимание отсутствие богословских наук — они предоставлялись ведению Синода. Созданные раньше библиотека и Кунсткамера были переданы Академии. С течением времени в ее состав вошли типография, обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, гравировальная и рисовальная палата и другие подсобные учреждения.

Условия академикам предоставлялись хорошие: большой денежный оклад, квартира, дрова, свечи. Проезд в Россию — за счёт казны.

Становление Академии как научного учреждения шло в дальнейшем непросто. Ей пришлось преодолевать немало непривычных для европейских академий трудностей становления вплоть до середины XVIII в. Быстро сменявшиеся первые её президенты не имели четкой программы развития, действуя зачастую больше в своих личных интересах.

В 1746 году, во время Елизаветы Петровны, должность главы Академии занял 18-летний граф

К. Г. Разумовский, сохранявший её более полувека (до 1798 г.). Это был первый российский глава Академии. При нем научно-образовательный центр получил новый устав и штат — «Регламент Императорской Академии наук и художеств», по которому произошло разделение академического университета и собственно Академии. Тогда же была расширена практика переводов научных работ на русский язык. К. Г. Разумовский решительно пресекал склоки среди ученых, рекомендуя им «излишне между собою споры оставить, наблюдая благопристойность и честь Академии».

Силами Академии были организованы и с успехом проведены грандиозные научные экспедиции на Камчатку во главе с В. И. Берингом, в Сибирь, на берега Ледовитого океана, на Урал и в Приуралье, в Среднее и Нижнее Поволжье, на Алтай, Кавказ и Украину. Был открыт пролив между Аляской и Чукоткой, который в честь погибшего во время плавания В. И. Беринга был назван его именем. Экспедиция братьев Д. Я. и Х. П. Лаптевых положило начало изучению азиатского побережья Северного ледовитого океана — одно из морей в этом районе названо их именем, Самая северная точка Азии получила название мыса Челюскина в честь ее первооткрывателя. Русские ученые и путешественники были первыми европейцами, побывавшими в этих районах земного шара.

Эти путешествия решили сразу множество задач: картографирование местности, астрономические наблюдения, сбор гербариев, изучение флоры и фауны, почв и минералов, быта местного населения, собирание этнографических коллекций и т. п. В XVIII в. вышло несколько ученых сочинений, не потерявших свое значение и поныне: «Флора сибирская», «Описание земли Камчатки», «Путешествия по разным местам Российской империи», «Атлас Российской империи», географические словари, справочники, карты и атласы.

Но самое важное — Академия пыталась сыграть роль первого центра нового светского образования. При ней должен был действовать своего рода университет, а привезенные из Европы ученые по контракту обязаны были читать лекции российским слушателям. Уровень приглашенных ученых был достаточно высок — среди них были молодые европейские знаменитости: Д. Бернулли, Бильфингер, Г. Рихман, Л. Эйлер, Г. Миллер и др. В России каждый из них представлял какую-либо отрасль знания, и читаемые ими лекции отражали не учебный план, а лишь область интересов академика.

Проблема успешной деятельности Академии состояла не столько в составе лекторов, сколько в том, что в России пока не было студентов, способных слушать лекции заморских профессоров, читаемые к тому же на латыни. Первые восемь студентов просто были выписаны из Германии, хотя с самого начала планировалось не менее 30 студентов. Других набрать не удалось.

На первый взгляд, решение было на поверхности: если для академического университета не было студентов, то их следовало подготовить в академической гимназии. Так, в 1726 году при Академии наук появилось первое в России светское среднее учебное заведение. В первый год набрали сразу 112 человек, но в последующие годы их число быстро уменьшалось. Никаких льгот новое учебное заведение не давало, а труд обещало нешуточный. Из-за недостатка интереса со стороны дворянства в академическую гимназию брали из различных сословий: детей солдат, мастеровых, даже крепостных. Плата не взималась: слишком велика была потребность в учащихся.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.