Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Как создаются комические ситуации в комедии Островского «Лес» и Гоголя «Женитьба»? (ЕГЭ по литературе)


Анализируя тексты комедий, сталкиваешься с серьёзной проблемой: в письменном виде они менее смешные, чем на сцене. Это сильно усложняет работу, так как многие заложенные комические ситуации раскрываются только на сцене через интерпретацию актёров. Закрыв на это глаза, попробуем найти комические эпизоды в Лесе и Женитьбе, и сопоставить их.

Оба произведения сатирические, а для сатиры нужны неприятные персонажи с какими-то ярко выраженными пороками. В Женитьбе первый персонаж, которого мы встречаем это Подколесин. Нам сразу показывают, что он хвастун, и его повторяющиеся расспросы слуги “Может, он говорил, не хочет ли барин жениться?” вызывает у читателя смех. Кроме того, выясняется, что он полная размазня и жениться хочет только лишь потому, что так принято.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Его внутренняя борьба между нежеланием жениться, стремлением следовать принятым нормам, а также желанием похвастаться женой смешит зрителя, для которого правильный выбор очевиден. Глупость Подколесина, отсутствие какой-либо настоящей душевной борьбы, вместо которой есть только спонтанные метания в разные стороны, не вызывает сочуствия, и мы можем без зазрения совести над ним смеяться. Другой важный персонаж — это Кочкарёв. Первый его диалог с Фёклой показывает нам Кочкарёва, как ещё одного Подколесина, который женился только лишь потому, что все женятся, и из-за этого страдает. Сразу после этого мы видим его двуличность: отругав сваху за то, что она его женила, он предлагает Подколесину свои услуги в сватанье. Такой контраст поведения в очередной раз заставляет публику засмеяться. Другое отрицательное качество Кочкарёвака — уверенность в своём превосходстве и контроле ситуации на протяжение большей части комедии играет ему на руку, но тем неожиданней концовка, когда самый умный из персонажей оказывается в дураках. Об Агафье Тихоновне и сказать особо нечего: она просто очень глупа. Из-за это Кочкарёву удаётся убеждать её во всём подряд (например в том, что Иван Кузьмич в неё страстно влюблён), из-за этого она рассуждает, как было бы хорошо, если бы у женихк был нос одного, фигура другого и т. д. Самый явно сатирический эпизод в пьесе — это тот, когда она разговаривает Подколесиным о разной чепухе, а потом называет его умнейшим человеком, этот фрагмент яснее всего говорит нам, какие же они там все дураки. Остальные женихи — Анучкин, Яичница и Жевакин представляют собой портретную галерею, какие очень любил Гоголь. Все они глупы, один зациклен на светскости, другой на практической выгоде, а третий на службе. Когда все эти персонажи пересекаются, их глупость, как было показано в уже приведённых примерах, приумножается. Другой фактор, делающий ситуации комическими — это стремление всех персонажей к соблюдению общепринятых правил приличия и жизни. Например, есть сцена, где женихи собрались у Агафьи Тихоновны и объясняют друг другу, по каким делам они пришли к ней. Всем прекрасно понятно, зачем там находятся остальные, но сказать это напрямую неприлично, поэтому приходилось выкручиваться, что у них плохо получалось. В других случаях комический эффект достигается за счёт контраста внешней благопристойности и истинных мыслей и намерений героев. Например, Яичница ведёт себя очень учтиво, но оставаясь один, начинает делать опись имущества. Своей высшей точки юмор, построенный на этом контрасте достигается в предпоследней сцене, когда Подколесин вылезает в окно, что противоречит всем мыслимым правилам приличия.

В Лесе ситуация гораздо сложнее. Начнём с того, на чём закончили с Женитьбой — контраст внешней благопристойности и внутренней низости и нелицеприятности. Этот мотив часто встречается в произведениях Островского, причём не только в комическом, но и в драматическом ключе, например в Грозе. Больше всего комических ситуаций такого плана связаны с Гурмыжской, которая всячески изображает из себя благодетельную даму. Зритель довольно быстро узнаёт, что она это делает напоказ, на самом деле всё не так. Гурмыжская жадная (сцена, где она хочет вернуть деньги Несчастливцеву, но получив отказ принять их, чувствует облегчение), ей плевать на родственников (хочет выгнать Аксюшу, и надеется, что племянник никогда не приедет), не умеет вести дела (её торги с Восмибратовым). Сначала это скорее расстраивает, чем смешит, но когда зритель узнаёт, что она влюблена в Буланова, это превращается в настоящую комедию. Другой эпизод, построенный по похожему принципу, — это застольная сцена, когда персонажи видеть друг друга не хотят, но Несчастливцев удерживает их вместе. Ещё в Лесе есть несколько шуток, основанных на игре слов, что необычно видеть в пьесе, например Улита, которая ползает, Карп, который осётр и другая рыба. Другой необычный способ создания комического эффекта — это ирония на тему театра. Персонажи неоднократно сравнивают происходящее с комедией, и такая авторская самоирония производит на зрителя должный эффект. Особенно ярко сатира на театр выражена в образе Несчастливцева, о котором Счастливцев говорит: “Ох, эти трагики! Благородства пропасть, а смысла никакого.” И наконец, последний тип комического, о котором хотелось бы сказать, а также последняя аналогия, которую хотелось бы провести с Женитьбой, — это высмеивание глупости, невежества персонажей. В самом названии комедии содержится отсылка на выражение “лес дремучий”, которое потом будет использовано в тексте относительно поместья Пеньки. Восмибратов, который на всём пытается нажиться, даже неэтическими способами, Гурмыжская, которая неумело пытается скрыть свои истинные намерения насчёт денег и Буланова, глупые и пустые соседи-помещики Милонов с Бодуевым, и другие. Одни лишь Аксюша и Несчастливцев умнее окружающих, хотя эти самые окружающие считают, что всё наоборот.

В итоге, мы имеем две комедии, сатирически высмеивающие глупость, невежество и внешнее приличие, прикрывающее эти пороки. Хоть и написанные с разницей в тридцать лет, обе пьесы избирают одни и те же общественные недостатки в качестве цели для насмешек, что говорит нам о том, что насущные проблемы в России оставались год от года одними и теми же, не получали никакого решения.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id75654




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 03:03:11
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение