Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




К чему ведёт отказ от следования по пути добра? (Итоговое сочинение (декабрьское))

Что происходит с человеком и с его окружающими, когда он перестаёт идти по пути добра? Для начала хочется заметить, что «путь добра», как и «путь зла» — понятия достаточно абстрактные. Под первым мы, как правило, подразумеваем милосердие и сострадание к окружающим, совершение неких бескорыстных добрых поступков, а под вторым — неоправданную жестокость, отсутствие доброго отношения и сопереживания к людям, а так же по-настоящему плохие поступки, наносящие непоправимый вред людям. Но каковы последствия следования по пути зла? Одно из них — это преумножение зла, как такового, в мире. Человек, ушедший с «пути добра», может без зазрений совести причинять боль своим ближним, поступать несправедливо с людьми, вредить всем окружающим. В таком случае последствия для самой личности, идущей «путем зла», могут быть практически незаметны. Впрочем, часто случается, что в результате отречения от света и добра, человек переживает глубокие нравственные страдания.

Впоследствии он может «возродиться» и вернуться обратно на «путь добра», а может — навсегда погрязнуть в собственной ненависти и одиночестве. Попробуем разобраться с данным непростым нравственным вопросом, используя примеры из классической литературы.

Проблема отсутствия добра, сострадания и справедливого отношения к людям поднимается в поэме

А. А. Блока «Двенадцать». Это произведение было написано зимой 1918 года — спустя несколько месяцев после октябрьской революции. В это неспокойное время не многие находят в себе силы идти по «пути добра». Отряд из двенадцати красногвардейцев является олицетворением жестокости нового времени: именно они призывают «пальнуть в святую Русь» и раздуть «мировой пожар». Один из них, «Петька», невольно становится убийцей, однако он практически не испытывает сожаления по поводу случившегося. Герой легко поддаётся на уговоры товарищей и быстро забывает о случившемся. Но ведь он убил человека! Это ли не отказ от следования по пути добра? Причём «путём зла» идёт не отдельно взятый персонаж, а весь «новый мир». Жестокость порождает лишь жестокость, но никто не оказывается способен к состраданию. Результатом становится мир, полный зла и насилия, причём ни «Петька», ни другие виновники произошедшего преступления не испытывают муки совести.

Но порой даже сбившийся с верного пути человек может переосмыслить случившееся и попытаться пройти через «нравственное возрождение». Об этом повествует Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главный герой, Родион Раскольников, совершает страшное злодеяние – убийство старухи-процентщицы и её сестры Лизаветы. Он, несомненно, переступает ту размытую грань, отделяющую «путь добра» от «пути зла». Более того, Раскольников создаёт теорию, согласно которой преступления имеют право совершать некие «избранные» личности, в том числе и он сам. Однако, совершив убийство, герой испытывает как нравственные, так и физические страдания, что символизирует внутреннее несогласие его души с отказом от следования по пути добра. К раскаянию героя подталкивает Соня Мармеладова, она же способствует нравственному возрождению героя. В данном случае глубоко символичным оказывается эпизод, в котором Соня и Родион читают Евангелие, а именно сцену воскрешения Лазаря. Возможно, к подобному духовному «воскрешению» в конечном итоге и придёт совершивший убийство Раскольников? Таким образом, Ф. М. Достоевский подчёркивает идею о реальности нравственного возрождения и о том, что порой итогом следования по пути зла становятся глубокие переживания человека и переосмысление им собственных поступков и убеждений.

Здесь стоит задаться вопросом: каждая ли личность может «воскреснуть» и вернуться на «путь добра»? Образ героя, для которого возрождение становится практически невозможным, создаёт М. Ю. Лермонтов в поэме «Демон». «Дух изгнанья» уже много веков творит зло на земле, однако прежде приносящие наслаждение жестокие забавы недоедают Демону:

Нигде искусству своему

Он не встречал сопротивленья —

И зло наскучило ему.

Герой страдает от одиночества, тоскует по былому, однако он не в силах вернуть прошлое. Автор характеризует его эпитетами «печальный» и «отверженный», подчёркивая трагизм данного образа. Демон отказывается следовать по пути добра, но способен ли он на нравственное возрождение? Хрупкую надежду на это даёт его любовь к Тамаре. Казалось бы, искреннее и сильное чувство должно положительно повлиять на героя, однако даже оно не способно вернуть его на «сторону света». В результате Тамара гибнет, а сам Демон вновь обречён на вечные скитания над «грешною землёй». Так, герой оказывается наказан за свой мятеж против добра постоянным одиночеством и душевными страданиями.

К чему же приводит отказ от следования по пути добра? Не существует универсального ответа на этот вопрос. На самом деле результат любого произошедшего события непредсказуем, как и сама жизнь. В своих рассуждениях я коснулась далеко не всех вариантов развития событий. Однако, подводя итоги, мне хотелось бы сказать, что самое главное — это размышлять о своих поступках, пытаться оценить их с точки зрения добра и зла, задумываться о том, насколько ты сам следуешь законам нравственности. Даже для человека, ступившего на «путь зла», возможно духовное возрождение. Первым шагом к нему может стать признание своих ошибок, обдумывание своих поступков.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.