Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Литература сентиментализма (Литература XVII—XVIII веков)


Сентиментализм (фр. Sentimentalisme, от англ. Sentimental — чувствительный, от фр. Sentiment — чувство) — литературное течение XVIII — н. XIX века (новое), характеризующееся апелляцией к чувству, возведением его в мерило добра и зла, в основной критерий ценности человека.

Сентиментализм зародился в Англии в конце 1720-х годов, оставаясь в 1720-1750-е годы тесно связан с просветительским классицизмом и с просветительским романом С. Ричардсона.

Термин «сентиментальный» появился в Англии в 1740-х годах. «Сентиментальный» означало обостренную восприимчивость, «возмутительную чувствительность», мечтательную тоску о любви, по дружескому расположению и участию, повышенную восприимчивость (возбудимость) при виде красот природы, вообще исключительную подвижность нервной системы при восприятии прекрасного и трагического.


Чувствительность, сентиментальность стали способом реагировать на окружающее, видеть людей и события в эмоциональном, личностном, вызывающем сочувствие и понимание плане.

Сентименталисты создают образ «имплицитного читателя» — «чувствительного человека».

Культ чувства вёл к более адекватному раскрытию внутреннего мира человека, к углублению психологического анализа, к индивидуализации образа. Он породил и новое отношение к природе, пейзаж оказывался созвучным личному переживанию.

Стилистические особенности сентиментализма: эмоциональная открытость, интонационная отрывистость, часто аффективность, чувственная патетика, некоторая чрезмерность, асимметричность.

Наиболее непосредственный философский источник сентиментализма — труды английского философа и писателя Шефтсбери (Антони Эшли Купер, третий граф Шефтсбери, 1671-1713). Ему принадлежит двухтомный (3?) труд по вопросам этики и эстетики под общим названием «Характеристики людей, нравов, мнений и времен» (1711). Поклонник философии Платона, граф исходил из автономности нравственности, из неизменности представлений о пороке и добродетели. «Прекрасное и честное» — морально-эстетический идеал Шефтсбери — мыслился им как нечто всеобщее и абсолютное. Его концепция обладала гуманистическим настроем, она ориентировалась на пробуждение у людей самых лучших, благородных чувств относительно достоинств человеческой природы.

Прежде всего сентименталистам близка мысль Шефтсбери о том, что в природе человека лежит этическое начало, что он изначально наделён неким «нравственным чувством».

В свой поздний период они обращаются к руссоистской концепции «естественного человека», который смог сохранить свою нравственность только вдали от соблазнов, и уповая уже не столько на «нравственное чувство», сколько на противопоставленную рассудочности «чувствительность».

Родоначальником сентиментализма стал Джеймс Томсон (1700-1748), который ввёл в описательно-дидактическую поэму «Времена года» (1726-1730) мечты о сельской идиллии. В его поэзии отразилась эпоха широкого распространения научных знаний. Наука в начале века стала полноправным предметом поэзии. Науки глубоко пронизывали поэтическую структуру произведений Томсона, Коллинза, Моллета и др.

Джеймс Томсон уже в своей описательной поэме «Времена года» сумел популяризировать важное открытие – разложение белого цвета на цвета спектра, что послужило началом расширения поэтического видения за счет размытого, смешанного изображения, подсказанного воображением, которое играло не второстепенную роль в открытиях И. Ньютона и других крупных ученых того времени. Цветные туманы и снега появились в поэме Д. Томсона задолго до живописи импрессионистов, а воспроизведение игры света в воздушной и водной стихиях стало особенно оригинальным после «Оптики» И. Ньютона.

Важнейшей тенденцией современной поэзии, отразившейся в поэме Томсона «Времена года», было движение от описательной поэзии к поэзии воображения, от имитации к творчеству, созданию нового мира. Описательная поэзия отступает перед поэзией, проникающей в механизм чувства, а не только зрительного восприятия.

Развитие категории воображения, культивирование звука и цвета в поэзии, расширение контекста поэтического видения помогли разрушить академизм классицистической поэзии. Перемещение акцента с внешнего, визуального на внутреннее, домысливаемое воображением.

В поэтических ландшафтах сентиментализма растворен человек. Через призму его восприятия крупным планом предстают мельчайшие детали растительного и животного мира.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 07:19:40
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение