Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как написать сочинение или эссе на ЕГЭ по обществознанию? (ЕГЭ обществознание)

Я хочу дать вам несколько советов, которые могут сохранить вам ваши баллы! Безусловно, всё мной сказанное будет относиться, прежде всего, к тем, кто усердно и давно готовится к экзамену и может на 33-35 баллов писать часть 1 и с уверенностью справляется с частью второй.

Почему именно эту категорию я особо выделяю? Для этой группы выпускников баллы за эссе будут определяющими и наиболее важными в конкуренции с другими сильными учениками при поступлении. Человек, который набирает 25 баллов в части 1, не сможет составить конкуренцию при поступлении на самые престижные специальности. Поэтому, если у вас не получается писать эссе, если оно является вашим самым слабым местом, вам есть смысл попотеть ради этих 6 баллов.

Часто можно услышать вопросы: А как написать на 6 баллов? А есть ли клише? А есть готовые эссе? Но все эти вопросы бесполезны, если человек не готовится к экзамену.

Не будем рассказывать о всех банальных вещах, касающихся эссе. Критерии вы можете посмотреть в интернете. Но на конкретных примерах постараемся дать достаточно простые и эффективные советы, которые помогут вам в этом нелёгком деле.

Главное, что вам надо сделать - перестать писать эссе ни о чём. Проверяющие хотят читать эссе, в которых есть смысл, логическая структура, взаимосвязь между отдельными предложениями и всеми частями. То есть такие эссе, в которых видна мысль, проходящая красной нитью через всю работу. Как это понять? Чаще всего, читая работы, складывается ощущение, что в ней нет ни одной мысли. Вот в абсолютно прямом смысле. И если спросить у автора эссе, о чём написано в его мини-сочинении, он наверняка не сможет дать адекватного ответа. И вот это настораживает больше всего: сам автор не может объяснить, что он хотел сказать. А как оценивать эту работу эксперту? И дело не в том, что автор эссе не знает теорию или не может поднять проблему. Часто ученик не знает, когда, куда и какую теорию использовать. Большинство из вас и так знает о существовании этой проблемы. И она связана не только с обществознанием. Критерии эссе по обществознанию не всегда совпадают с критериями сочинений по русскому, литературе, иностранному и другим предметам. И ученикам, которые готовятся, очень сложно переходить от одних требований к другим. А о тех, кто не готовится, и говорить не о чем. К тому же, как показывает практика, выпускные сочинения по литературе не требуют от выпускников семи пядей во лбу и часто это сочинение подменяется потоком воды, от которого ужаснулся бы самый хороший водопроводчик. А потом этот поток переносится на обществознание с последующим плачевным результатом. Обратите внимание, что где-то 60% получают балл по критерию К1. Лично моё мнение, что это большая недоработка проверяющих экспертов, которые ставят балл хоть за что-то, отдалённо напоминающее тезис или проблему. Но К2 и К3 по максимуму получают в от 20 до 30% сдающих ЕГЭ. А это означает, что ученики просто не понимают, что они должны писать и как они должны это делать. &񗜳 Так что же сделать, чтобы всё эссе стало осмысленным, цельным и логичным? Мой совет один – надо найти противоречие! Я пришёл к достаточно простому выводу – если человек начинает рассуждать, то он наверняка получает минимум 3 балла за эссе. Но чтобы начать рассуждать, надо понять, о чём рассуждать. А для этого надо найти противоречие в высказывании. И именно из него будет вытекать тезис или проблема. Но вот именно с этим и есть главные сложности. Складывается ощущение, что понятие проблема или тезис не знакомы выпускникам. И этому есть объяснения: проблемы, поднимаемые в высказываниях, не являются для ученика важными или актуальными. По крайней мере, он так думает. Поэтому он и не знает о чём писать.

Чтобы понять вышесказанное, давайте представим, что вам нужен очередной новый айфон. Какая проблема перед вами стоит? Явно вы не скажите, что у вас проблема нового айфона, правильно же? А какие проблемы здесь есть: а) Где взять денег на айфон? б) Как убедить родителей дать вам денег на айфон? в) А насколько вам нужен новый айфон, если вы не используйте и половину опций в старой версии? Вот это будут настоящие проблемы. И заметьте, если бы вы подняли проблему нового айфона, то о чём же вы писали? О понятии айфона? Или о чём? Как показывает практика, ни о чём бы конкретном бы вы не писали. Для вас тут не было бы актуальности и злободневности. Но вот стоит поднять проблему поиска денег на новый айфон, и вы сразу же начнёте говорить о том, сколько, где и у кого взять деньги да на каких условиях. И ваше эссе сразу же обретёт форму и смысл. И это именно то, что я жду в ваших работах. Не надо писать проблему государства, семьи, гражданского общества и тому подобного. Нет проблемы понятий, так же как и нет проблемы айфона. Как научиться искать эти проблемы? В жизни вы с ними встречаетесь на каждом шагу: если на улице открытый люк, то это не проблема открытого люка. Здесь можно говорить о безответственности лиц, ответственных за люки, о безразличии людей, неделями проходящими мимо люка, но так и не сообщившими в соответствующие инстанции об этом, о низком уровне жизни, заставляющим людей вытаскивать люки и продавать их, а сборные пункты металлолома принимать явно ворованные люки. Вы можете идти по улице и учиться формулировать проблемы буквально по каждому явлению, которое видите вокруг себя. Давайте на конкретных примерах я покажу, как можно из любого высказывания извлечь противоречие. Ещё раз напомню, что именно оно придаст вашим рассуждениям определённое направление. Очень простой способ найти противоречие – это логически завершить выбранное вами высказывание. Возьмём высказывание Шоу Давайте логически продолжим высказывание Если вы составите это или другие противоречия, то у вас появится более менее цельное рассуждение, которое точно принесёт 1 балл за К1. Я не сомневаюсь, что каждый хоть немного соображающий человек сможет по этой теме дать рассуждения. А если он вспомнит теорию про товары престижного спроса, эффект Веблена, рациональное поведение, то и за теоретические баллы может быть спокоен. 1. Ещё один способ найти противоречие – это постараться переформулировать его в что-то вам знакомое и близкое. Рассмотрим другое высказывание: «Как в человеке, так и в государстве тяжелее всего болезнь, начинающаяся с головы». Конечно, само высказывание достаточно просто для понимания. Его идею можно выразить следующим образом: Дурная голова ногам покоя не даёт либо рыба гниёт с головы. Но здесь нет противоречия, а это означает, что достаточно легко можно потерять второй теоретический балл. Именно для того, чтобы не допустить эту потерю, важно найти противоречие. Допустим, оно может быть следующее: рыба гниёт с головы – это хорошее оправдание для хвоста. То есть сваливать все беды и их причины на государство, политическую элиту – это позиция людей с низкой политической культурой, снимающая с самих граждан ответственность за собственную судьбу. И тогда, с одной стороны, мы можем через функции политической элиты объяснять в чём важность для общества нормального управления, а с другой стороны, мы можем использовать теорию по гражданскому обществу, политическому участию и политической культуре для объяснения механизмов влияния и контроля общества за «верхами».

Вот, собственно, в кратком варианте я отметил моменты, на которые стоит обращать внимания. Помните, что если вы не будете тренироваться писать эссе, то его успешное написание на самом экзамене практически равно нулю.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.















cach/desc1/68493.html