Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Телеграмма» лингвистический анализ произведения (Паустовский К .Г.)

Константин Паустовский пользуется широкой известностью не только на родине, но и за границей. Во всём мире его ценят как мастера слова. Умение подмечать важное, не вдаваясь в подробности биографии героев, передать состояние их души, образ мыслей, при помощи мелких деталей помочь читателю понять героя, найти источник его переживаний.

В своих работах Паустовский большое внимание уделяет языковым средствам, поэтому для их более глубокого понимания будет полезно сделать лингвистический анализ.

Предметом своего анализа я выбрала рассказа Паустовского «Телеграмма». В этом коротком произведении автору удалось затронуть множество проблем: проблему одиночества, материнства, взаимоотношения родителей и детей.

Этот рассказ о Екатерине Петровне - старушке, доживающей свои последние дни, - и её дочери Насте.

С первых строк нас накрывает картина полного одиночества Катерины Петровны: и хмурая октябрьская погода, и одинокий подсолнечник у забора передают её болезненное состояние.

А тёмный дом, который, казалось, уже давно покинула жизнь, пожелтевшие чашки, старые картины с выцветшим рисунком,– всё это помогает нам представить перед собой картину полного одиночества Катерины Петровны. Для достижения этого эффекта автор умело использует метафоры, эпитеты, олицетворение, ряды однородных членов предложения, разговорную лексику.

Героиня рассказа – дочь известного художника, женщина, побывавшая в Париже на похоронах Гюго – скорее всего, представительница класса аристократии. Но, несмотря на то, что её жизнь была интересна и полна событий, ей не с кем поделиться своими воспоминаниями, не с кем просто поговорить: окружающие её не понимают. И этим Паустовский указывает нам на историческую проблему этого отрезка времени – недопонимание между двумя классами – аристократией и крестьянством.

К Катерине Петровне каждый день приходила Манюшка – дочь соседа-сапожника, которой она платила за работу сморщенными перчатки, страусовыми перья, стеклярусной чёрной шляпой – то, что имело для неё большое значение, но, как оказалось, стало никому не нужно.

Иногда приходил сторож Тихон, также помогавший по хозяйству, и всегда спрашивал, есть ли письма от Насти. Не дожидаясь ответа, он уходил, а Катерина Петровна плакала, и лишь керосиновый ночник, казалось, был единственным живым существом в покинутом доме.

В конце октября кто-то постучал в калитку в глубине сада. Катерина Петровна вышла проверить, кто там, но там никого не оказалось.

По пути обратно Катерина Ивановна останавливается рядом со старым клёном, который посадила, будучи ещё молодой девушкой. В этом фрагменте рассказа Паустовский подчёркивает, что Катерина Петровна считает клён живым, возможно, даже отождествляет себя с ним – они оба уже стары, одиноки, беспомощны.

Катерина Петровна шлёт дочери письмо, в котором просит её приехать хотя бы на день. Манюша отнесла письмо на почту и долго заглядывала внутрь ящика, но он оказался пуст. Это ещё один пример того, что Паустовский в каждую деталь вкладывает смысл: пустота – это безразличие дочери.

Настя давно не приезжала к матери, не писала ей писем, и, получая их от неё, не считала нужным отвечать. Письма, пришедшие от матери, вызывали в ней лишь вздох облегчения: «раз мать пишет – значит, жива». И одной этой короткой, казалось бы, не играющей большой роли фразой Паустовскому удаётся передать отношение Насти к матери – она не испытывает к ней истинной дочерней любви. Даже про себя называя её «матерью», а не «мамой». Настя решает не приезжать из-за занятости на работе – она организовывает выставку одного молодого скульптора.

Через две недели Настя получает ещё одну телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Лишь после этого она решает проведать мать. Но она опоздала. Екатерину Петровну похоронили за два дня до её приезда.

После прочтения рассказа трудно прийти в себя. Он наводит на мысли о своих родных и близких людях: успеем ли мы уделить им должное внимание или, как Настя, опоздаем? Стоит обратить внимание на название рассказа – «Телеграмма». Но почему он так назван? Я считаю, что ошибочно было бы полагать, что заголовок – отражение двух телеграмм, о которых говориться в рассказе. Я думаю, что это– телеграмма нам, читателям, напоминание о том, как быстротечно время. И от нас зависит, на что мы его потратим. После прочтения рассказа остаются смешанные чувства: жалость к Екатерине Петровне и непонимание поступка Насти. Почему же между повседневными трудностями и заботами мы забываем про близких? Почему Настя предпочла помочь совершенно постороннему человеку, вместо того, чтобы поехать к матери? В рассказе «Телеграмма» Паустовский поднимает, на мой взгляд, одну из самых главных проблем современности – разобщённость близких людей, их нежелание показывать свои чувства.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.