Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала...» Ф. М. Достоевский (Школьные сочинения)

Зачем человеку нужен идеал? Идеал – это ориентир, который помогает понять, в какую сторону двигаться по жизни, как поступить в той или иной ситуации. Идеал помогает определиться в выборе жизненных ценностей, расставить приоритеты. Не имея идеала, человек слеп и глух, бродит по жизни, теряясь и не понимая, где его место. «Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни», - писал Л. Н. Толстой.

То есть проблема поиска идеала рано или поздно встает перед каждым из нас. Здесь незаменимую помощь нам способно оказать искусство, которое всегда обращало наш взгляд на все самое лучшее и ценное, что есть в мире.

На полотнах великий живописцев, в гравюрах и статуях, на страницах книг и в музыкальных шедеврах собраны знания и опыт многих поколений. Нужно просто обратиться к ним, чтобы отыскать свой идеал.

Русская литература 20 века подарила нам немало замечательных литературных произведений, которые и сейчас помогают читателям в поисках идеала. Обратимся к двум значимым для этого периода и литературы в целом писателям – В. Шукшину и А. Солженицыну.

Творчество писателя и кинорежиссера В. М. Шукшина привлекает внимание остротой постановки извечных проблем: поиск смысла жизни, нравственные идеалы, честь, совесть, долг. Свое внимание писатель сосредотачивал на душе русских людей. Именно это интересовало его, именно этим привлекает творчество Шукшина. «Сама потребность взяться за перо лежит, думаю, в душе растревоженной. Трудно найти другую такую побудительную причину, которая заставит человека, что-то знающего, поделиться своим знанием с другими людьми», — писал Шукшин о своем призвании.

Определяющее место в творчестве В. Шукшина занимает тема русского человека, национального характера. Через образы русских людей писателей создавал идеальные характеры, идеальное мировоззрение. Однако сам писатель своего героя вовсе не идеализировал. Идеализация априори чужда творчеству писателя, ведь он стремился говорить обо все прямо и правдиво. Его герои имеют недостатки: рассеянность, невоспитанность, безграмотность. Но все перечисленные черты меркнут на фоне чистой светлой души героев Шукшина. Именно на них мы и обращаем внимание.

Каков он, русский человек? Какие его черты стали ориентиром для множества читателей? Русский человек – это человек с крепким внутренним стержнем и доброй открытой душой, человек многогранный, в чем-то слишком простой, в чем-то непонятный для понимания заграничных умов.

Шукшин очень тепло относиться к своим героям, он любит их: «Без любви к тем мужикам, без сострадания, скрытого или явного, без уважения к ним неподдельного так о них не написать».

Шукшин создал ряд ярких образов русского человека. Его герои живут и работают в деревне, но им хочется вырваться из сельского быта, пусть и ненадолго. Они не хотят ограничивать жизнь домашними заботами и делами, они ищут правду и более высокий смысл в своей жизни. Герои произведений Шукшина получили название «чудиков».

Русский человек в изображении Шукшина – человек в поиске. Он задает странные вопросы, ищет на них ответы. Он хочет удивляться и удивлять других. Вспомним героя рассказа «Мастер». Семка Рысь предстает перед нами как «забулдыга», человек не злой, но любящий крепко выпить, поорать, позубоскалить. По ходу повествования мы начинаем видеть в герое и более привлекательные черты: его мастерство, необыкновенный талант, душевная доброта. Мы видим, как он болеет за заброшенный храм, хочет восстановить его, оценив красоту и величие. «Мне жалко, такая красота пропадет»,— говорит Рысь и начинает свои хождения. Он начинает обращаться за помощью к разным людям: идет к батюшке, к митрополиту, в облисполком. Семка настроен решительно, он делает все, чтобы исполнить намеченное. В этом проявляется его русский дух, национальный характер.

Другой герой Шушкина, Андрей Ерин из рассказа «Микроскоп» так же, как и Семка Рысь, показывает читателю свою русскую многогранность. Он столяр, работает в маленькой мастерской, ему нравится его работа, но его мечта может показаться кому-то странной для деревенского человека. Андрей мечтает о микроскопе. Приобрев его, столяр с необыкновенным интересом и любознательностью разглядывает микробов. Он погружается с головой в это занятие, постепенно привлекая к этому жену и детей. Но в конечном итоге бытовая сторона берет вверх над ситуацией: жена сдает микроскоп в комиссионку.

Рассказ «Дядя Ермолай» повествует нам о еще одном русской человеке, честном и добром. Герой хотел бы, чтобы честными были и окружающие, но ему попадаются мальчишки-вруны. Ермолаю настолько важна честность в других, что он умоляет мальчишек признаться. Не добившись желаемого, он горько плачет от обиды.

Шукшин создал множество образов русского человека, великое многообразие характеров. Его герои удивляют нас, восхищают и заставляют по-иному взглянуть на жизненные ценности. «Все эти шоферы, плотники, трактористы, деревенские «всезнающие» мудрецы, весельчаки, высмеивающие всех и вся,— все эти люди, на первый взгляд, неотесанные, казалось бы, даже примитивные, в глубине души таят богатый мир переживаний », - так охарактеризовал героев Шукшина Э. Павляк. Глядя на этих персонажей, заглядывая в их души, непременно хочется взять для себя их национальные черты, которые делают их жизнь лучше.

В отыскивании идеала нам способны помочь произведения А. Солженицына, писателя, близкого народу.

А. Солженицына тоже привлекала тема русского человека. Герои этого писатели сочетают в себе некий трагизм бытия и любовь к жизни. Так же и писать объединил в своем творчестве трагические мотивы и надежду на лучшую жизнь.

Образы русского человека созданы в произведениях «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича». Героиня первого рассказа – Матрена Васильевна Григорьевна, старуха, на долю которой выпало немалое количество несправедливостей и обид. Но она остается доброжелательной, «с лучезарной улыбкой». Сам Солженицын называет свою героиню праведницей и говорит, что каждый из нас встречал таких людей.

Матрена – женщина кроткая, бескорыстная, она забывается в работе: «зимой салазки на себе, летом вязанки на себе». Она радовалась за людей, была рада помочь им и словом, и делом. Много работая, Матрена, однако, не думала о материальном, «не гналась за обзаводом, не выбивалась, чтобы купить вещи и по-том беречь их больше своей жизни, не гналась за нарядами».

Повесть «Один день Ивана Денисовича» - это повесть о сопротивлении человеческого духа насилию. Образ Ивана Денисовича сложился из облика и повадок солдата Шухова, воевавшего вместе с Солженицыным в советско-германскую войну (но никогда не сидевшего), из общего опыта послевоенного потока "пленников" и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком.

Иван Денисович – человек простой, открытый и благородный, герой из народа, из крестьян. Судьбу Ивана Денисовича ломает беспощадная государственная система. Герой пытается не просто выжить, но и остаться человеком. Он создает для себя грань, за которой – духовная гибель: он запрещает себе есть шапке, есть рыбьи глаза, плавающие в баланде. Он «никому никогда не давал и не брал ни с кого, и в лагере не научился». Есть у героя национальная русская черта – отстаивание своей внутренней свободы. Он старается не зависеть от распорядка лагеря.

Солженицын понимал, что русский характер – это не только добродушная старость, благородство и свободолюбие. Это понятие шире и включает в себя черты не только простых людей, но и представителей других слоев общества. Именно эти образы могут показать жизненные идеалы читателю. Каждый из нас может отобрать их русских характеров, воссозданных писателем, что-то подходящее для себя, либо целиком и полностью применить к своей жизни подаренные Солженицыным идеалы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.